Мольер Жан Батист Поклен. ( )
МОЛЬЕР (Moliere) ( наст. имя и фам. Жан Батист Поклен, Poquelin ) ( ), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально - бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Moliere Moliere
Семья Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу : в 1631 отец Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере : в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.
Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
Первые шаги на театральном поприще Псевдоним « Мольер » в первые зафиксирован в д окументе о т 28 января 1644 г ода. В 1645 б удущий комедиограф д важды п обывал в тюрьме и з - за д олгов, и т руппе пришлось п окинуть с толицу. Т урне по п ровинциям п родолжалось 12 л ет : первые п ьесы М ольера « Шалый, и ли Все н евпопад » (1655), « Любовная размолвка » (1656) о тносятся и менно к э тому п ериоду. Г оды с транствий сыграли з начительную р оль в ж изни драматурга : с тав п ревосходным актером и р ежиссером, о н н аучился успешно в ести д ела с а вторами, коллегами и в ластями.
Парижские периоды В 1658 труппа вернулась в Париж и устроила в Лувре представление для Людовика XIV, которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера « Влюбленный доктор ». Первый успех у публики драматург снискал в 1659 комедией « Смешные жеманницы », в которой высмеял прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная « правильная » пьеса Мольера « Дон Гарсия Наваррский », но зато оказались чрезвычайно удачными постановки « Школы мужей » и « Докучных » в театре Пале - Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез ( известная также под именем « Дом Мольера »).
Взлеты и падения В 1665 очередную бурю вызвала постановка « Дон Жуана »: на сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году « Мизантроп ». Это одна из самых « загадочных » и многозначных комедий Мольера.
Постановки Смешные жеманницы », поставлена 1659; –« Мизантроп », поставлена 1666 г.; « Скупой », поставлена 1668; « Ученые женщины », поставлена 1672; « Мещанин во дворянстве », поставлена 1670; « Мнимый больной », поставлена 1673 ; « Тартюф, или Обманщик » ( поставлена 1664). Постановка « Дон Жуан » в 1665
Мольер. « Мизантроп » Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше
«Тартюф» В 1663 появился «Тартюф», вызвавший грандиозный скандал. Противники Мольера добились запрета пьесы через посредство могущественного «Общества святых даров», и только после примирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменным успехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60 представлений.
В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга « Мещанин во дворянстве », которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь с посланника Оттоманской империи. «Мещанин во дворянстве»
В центре комедии образ господина Журдена – неправдоподобно глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать « своим » в кругу дворян.
Пять пьес Денежные затруднения вынудили Мольера за один лишь сезон написать пять пьес : в их число входят « Жорж Данден, или Одураченный муж », « Брак поневоле » и « Скупой ».
Смерть драматурга Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен «Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.