Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения. Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в свой жестокий век прославил я свободу И милость к падшим призывал. Как вы понимаете слово «свобода»?
Впервые опубликовано стихотворение было в 1832 году в альманахе «Северные цветы».
В основу стихотворения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века.
«It is a poison-tree that pierced to the inmost Weeps only tears of poison». Coleridge (Кольридж) «Вот древо яда; пронзенное до сердцевины, Оно плачет лишь ядовитыми слезами».
Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательно й форме. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии.
Н а сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте части стихотворения сроками из него. О чем говорится в каждой части? Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.
АнчарКнязь Смерть Зло
Ключевые образы первой части Пустыня Почва Степи ДеньЗелень Вихорь Дождь Песок Какими мы видим их у Пушкина? чахлая и скупая зноем раскаленная жаждущие гневамертвая Черный, тлетворныйтлетворный ядовит горючий Анчар Грозный часовойГрозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти.
«Тлетворный» - слово из высокой славянской лексики, оно имеет два корня тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). Оксюморон – соединение несоединимого.
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. «…как грозный часовой» Что охраняет анчар? Найдите доказательства того, что природа сторонится анчара.
Пустыня Почва Степи День Зелень Вихорь Дождь Песок Зло заключается в себе самом Птица Тигр Закон природы: все живое избегает зла. Зло всем угрожает и охраняет себя Зло огромное, вселенское Зло существует в природе
Сопоставьте такие строки: В пустыне мертвой и глухой… В пустыне тощей и глухой… В пустыне чахлой и глухой… Чем последний вариант точнее и богаче двух первых? Анчар, как верный часовой, Растет один во всей вселенной… Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной… Почему эпитет верный заменен эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит?
И тигр, в пустыню забежав, В мученьях бьется, издыхает. Паря над ней, орел стремглав, Кружась, безжизненный, спадает. К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. Сравните эти две строфы, в чем разница?
2 часть Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества. А.П.Куницын Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…
«На почве мертвой, раскаленной» «Могучий яд» «Прах отравленный клубится» «Пустыня смерти» «Тигр ярый бьется» «Но человек ко древу яда» «Но человек к Анчару страшному подходит» «Но человека человек…»
«Послал к анчару властным словом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равнодушно», И наконец, «Послал в пустыню властным взглядом», и строка приобретает окончательную форму: «Послал к анчару властным взглядом». «Смелый», «верный раб», «И тот безумно в путь потек», «бесстрашно», «отважно». И наконец, «И тот послушно в путь потек». Как вы думаете, в чем острота именно этой фразы, почему Пушкин на ней остановил свой выбор? Почему этот вариант остался в стихотворении?
Сравните: Принес – и весь он изнемог, И лег он, испуская крики, И умер смелый раб… Принес, и ослабел, И лег… и умер бедный раб… Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым? Сравните: Свои губительные стрелы Свои догадливые стрелы Свои послушливые стрелы Почему раб и стрелы охарактеризованы сходными эпитетами «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»? Какую мысль выражает этот рисунок Пушкина? Прием градации «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»?
И князь тем ядом напоил Свои губительные стрелы – И смерть оперил. Врагу в пределы. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил? Почему слово врагу заменено словом к соседам?
Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение? О чем нас заставляет задуматься это произведение?
Зло порождает зло.
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Стихотворение «Анчар» – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина»