Тема 3. Товарный рынок Сущность рынка, его функции и классификация Сегментация рынка Ёмкость и доля рынка Анализ рынка в маркетинге Стратегии целевого маркетинга
Сущность рынка Рынок – система экономических, политико-правовых и социальных отношений. Рынок – система взаимодействия субъектов, в результате которого каждый достигает своей цели. Р ы н о к товар Удовлетворенная потребность прибыль оплата
Сегментация – выделение части из целого по определенным признакам Нахождение оптимального соответствия между стандартизацией и дифференциацией товара; Применение целевой стратегии в маркетинге (дифференцированного, массового или концентрированного маркетинга); Достижение успеха в конкурентной борьбе; Нахождение ниши для товара. Виды сегментации рынка: Географическая ( по признакам климата, местности и т.д.). Демографическая ( по полу, возрасту, семейному положению и т.д.). Психологическая ( по стилю жизни, принадлежности к определенному слою общества). Поведенческая ( по привычкам, уровню знания и отношения к товару). Цели сегментации:
C = D * N * d1 * d2 * …* d Рыночный потенциал – это количество потребителей данного рынка в данный период времени, имеющих желание и возможность приобретения данного продукта. Ёмкость рынка – количество товара, которое может быть реализовано на данном рынке в единицу времени. Расчеты ёмкости рынка позволяют: * анализировать и прогнозировать рынок; * определять рыночные и сбытовые перспективы; * соизмерять производственный потенциал предприятия со сбытовым потенциалом рынка; * оценивать целесообразность освоения рынка.
Доля рынка – часть рынка, охваченная продукцией конкретной фирмы Знание доли рынка позволяет: * определить конкурентное положение ( конкурентную позицию) на рынке; * разработать стратегию конкурентной борьбы.
Анализ рынка – комплексный, системный процесс исследования и сопоставления рыночных факторов для достижения устойчивого конкурентного положения. - Определение цели. - Определение особенностей рынка на основе классификации и сегментации рынка. - Анализ конъюнктуры рынка (рыночного равновесия; факторов, влияющих на спрос и предложение). - Расчет ёмкости и доли рынка (рыночного потенциала и рыночной позиции). - Разработка стратегии целевого маркетинга (массового, дифференцированного, концентрированного).
Стратегии целевого маркетинга Стратегии целевого маркетинга (СЦМ) позволяют добиться долгосрочных устойчивых результатов деятельности фирмы на основе: - выявления возможностей и тенденций рынка; - определения внутрифирменных возможностей; - изучения и прогнозирования динамики продукции на различных этапах жизненного цикла. С Ц М Массовый (недифференцированный) Концентрированный (сегментированный) Дифференцированный (множественно сегментированный)