Метод проектов
Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Ученик Педагог Проект
Метод проектов Индивидуальная деятельность Парная деятельность Групповая деятельность
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Основные этапы метода проектов
Результаты: Проекты должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к проекту. наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. начинается с планирования действий по разрешению проблемы требует исследовательской работы учащихся поиск информации результатом работы над проектом, является продукт подготовленный продукт должен быть представлен общественности
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Проект – это пять П: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое П проекта – его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики,
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и или под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Виды презентационных проектов - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. - Устный журнал
Виды проектов: исследовательское-творческие ролево-игровые информационно-практико- ориентированные творческие
Степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме: 1-й этап УЧИТЕЛЬ ученик 2-й и 3-й этапы учитель УЧЕНИК Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик
Общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: -умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; -умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно- следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: -умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения: -умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс;
6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Учебный проект с точки зрения Учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации