5 – 9 классы Учебники русского языка Учебники – основные компоненты учебно-методических комплектов Авторы: С.И. ЛЬВОВА, В.В. ЛЬВОВ
обеспечивают полную согласованность с концепцией учебника и систематический тренинг в выполнении практических задач курса; Рабочие тетради помогают организовать самостоятельную индивидуальную практическую и исследовательскую деятельность учащегося, отрабатывать навыки самостоятельной работы; реализуют дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности и склонности учащихся; активизируют учебно-познавательную деятельность; формируются навыки самоконтроля, самооценки, учебной рефлексии. Пособия серии «Дневник достижений учащегося по русскому языку» реализуют современную педагогическую технологию языкового портфеля (учёт достижений школьников в усвоении предмета) и идею накопительной оценки учащегося; предлагают систему проверочных заданий для организации самостоятельной работы учеников и развития навыков самоконтроля.
осуществляют поэтапную и целенаправленную подготовку к итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах; Пособия для учителей помогают распределить часы на изучение разделов и тем курса; предлагают возможные сценарии урока с учётом разных условий преподавания предмета по учебнику; комментируют сложные фрагменты урока и задания учебника, предлагают образцы организации обучения, ориентированного на формирование всех видов речевой деятельности; предлагают дополнительный материал к урокам; дают рекомендации для использования на уроке разных компонентов УМК; содержат образцы контрольных работ разных видов. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ и ГИА: шаг за шагом реализуют индивидуальный и дифференцированный подход в организации текущего и итогового контроля на разных этапах обучения; предлагают разнообразные формы контроля, которые позволяют учащимся освоить форму итогового контроля и проверить уровень знаний по предмету.
Учебно-методические комплекты по русскому языку полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) и реализуют его основные идеи: личностно ориентированной Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом планируемые результаты обучения Ориентация на планируемые результаты обучения метапредметной Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе системно-деятельностного подхода Реализация системно-деятельностного подхода в образовании функциональной грамотности Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать компетентностного подхода Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций
Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку: духовной, формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления речевому самосовершенствованию; и способности к речевому самосовершенствованию; целенаправленное развитие врождённого чувства целенаправленное развитие врождённого чувства языка и речемыслительных способностей учащихся; формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой реализация межпредметных связей основе реализация межпредметных связей в обучении; метапредметных умений направленность на формирование метапредметных умений и навыков и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.
Инновационные особенности УМК по русскому языку (продолжение): системность ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений системы знаний языка и формирование на этой основе системы знаний умений и навыков по предмету; семантическая направленность ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала; к употреблению в речи усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты); эстетической функции языка демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы;
Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Аксиологические (ценностные) Морально - этические Индивидуально - личностные
Личностные результаты обучения русскому языку в 5 – 11 классах национально-культурных ценностей российского общества понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского общества, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; эстетической ценности русского языка осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке способность к самооценке на основе наблюдения за речевого собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться, умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету.
Метапредметные результаты обучения русскому языку Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально- культурными нормами речевого поведения Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне
Овладение всеми видами речевой деятельности: Говорение и письмо умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, типу речи, жанру, а также с учётом коммуникативного замысла, адресата и ситуации общения); соблюдение в практике письменного и устного общения основных норм современного русского литературного языка, а также этических норм речевой коммуникации; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. (продолжение)
Развитие речемыслительных способностей учащихся Умения: читать читать слушать слушать говорить говорить писать писать
В учебники заложена современная методика обучения орфографии и пунктуации: Системно-деятельностный Системно-деятельностный подход в обучении предполагает: СИСТЕМЫ осознание правописания как СИСТЕМЫ правил, усвоение общих правил правописания и умение руководствоваться ими в процессе письма; совершенствование правописных навыков как способности думать, анализировать, аргументировать арсенала традиционных и нетрадиционных методических Использование всего арсенала традиционных и нетрадиционных методических средств обучения правописанию средств обучения правописанию (приёмов формирования орфографической зоркости, развития зрительной памяти, использования разнообразных видов словарей в орфографических целях, приёмов сопоставления смешиваемых написаний, поэтапной отработки орфографического минимума, привлечения этимологической справки для объяснения правописания и т.п.) Активизация врождённых языковых способностей Активизация врождённых языковых способностей, связанных с усвоением в раннем детстве определённых языковых моделей (словообразовательных, синтаксических), и развитие на этой основе умения опираться на структурно-семантический анализ при решении проблем правописания формирование правописных навыков в рамках развития всех видов речевой деятельности (не только письма, но и чтения, говорения, аудирования)
Система текущего контроля реализуется в рабочих тетрадях, планировании и методических рекомендациях методических рекомендациях понять - понять содержание текста и объяснить это в своем высказывании; оценить - оценить языковое явление с предложенных позиций и адекватно сформулировать результаты анализа; сформулироватьсвоюточкузрения - точно и чётко сформулировать свою точку зрения на тот или иной вопрос; объяснить - объяснить своё понимание проблемы; передатьполученнуюинформацию - передать полученную информацию разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы, тезисного плана и т.п.) Соотносится с целями, задачами и содержанием ГИА в 9 классе и с ЕГЭ в 11 классе Обеспечивает целенаправленную подготовку учащихся 5-9 классов к письменному и устному экзамену по русскому в 9 классе Определяет уровень усвоения системы знаний по предмету Устанавливает уровень овладения языковыми и речевыми умениями и навыками Определяет степень развития речемыслительных способностей учащихся:
Портфель достижений учащихся по русскому языку складывается из результатов выполнения письменных и устных работ в течение всего учебного года диктанты разных видов изложения разных видов сочинения разных видов устные высказывания тестовые задания (серия книг «Русский язык: шаг за шагом» - по классам) материалы самоанализа и рефлексии (рабочие тетради «Проверь себя» - по классам; «Дневник достижений учащихся по русскому языку» - по классам) творческие работы разных видов (рисунки, аудио-, фото- и видео-материалы) мини-исследования и мини-проекты
Методические идеи курса охарактеризованы в книге «Родной язык – основа образования, развития и воспитания личности: Концепция курса русского языка», а также отражены в программе основного курса русского языка и в программах элективных курсов по предмету Программа основного курса русского языка. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. Программы элективных курсов по русскому языку: Речевой этикет. 7 – 8 кл. Язык в речевом общении. 8 – 9 кл. Уроки словесности. 7 – 9 кл. Культура речи. 8 – 9 кл. Секреты русского словообразования. 8 – 9 кл. Русское правописание. 10 – 11 кл. Искусство устной и письменной речи. 10 – 11 кл.
Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса Ради чего учить? Чему учить? Как учить ? Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания Расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса русского языка
Совершенствования речевой деятельности и развития речемыслительных способностей Формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков Системно - деятельностный подход в обучении Программа реализует ЕДИНСТВО ПРОЦЕССОВ
Усвоение системы лингвистических понятий Системно-деятельностныйподход Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности Применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности языка Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка Системно-деятельностный подход в обучении
«Теоретические сведения» «Знайте и применяйте» «Обратите внимание»«Любознательным» Дифференцированный подход в предъявлении теоретического материала ОСНОВНОЙДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙНЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения Способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа Обеспечивает пропедевтическую работу с сильными учащимися Развивает познавательный интерес учащихся к предмету Становится основой самостоятельной работы для сильных учащихся Развивает познавательный интерес учащихся к предмету Обеспечивает углубленное изучение темы
Групповую деятельность школьников Индивидуальную работу ученика Сильных учащихся (упражнения повышенной трудности) Работу учеников в паре (взаимопроверка) Упражнения, ориентированныена: Дифференцированный подход, реализованный в системе упражнений учебника
Использованием системы разнообразных «подсказок» в работе: опорных материалов в виде схем, таблиц, рисунков, планов, конспектов, а также инструкций, направленных на формирование правильного способа действия (как применять правило, как слушать и читать текст, чтобы понять его содержание, как писать изложение, как писать сочинение, как оценивать речевое высказывание и т.п.) Учебник доступен слабому ученику, что достигается следующими условиями Направленностью курса на общее развитие ребёнка, на совершенствование его речемыслительных способностей, на формирование всех видов речевой деятельности Графическими выделениями ключевых слов в тексте лингвистического содержания, чётким разделением текста на структурно-смысловые части Дифференциацией теоретического и практического материала, выделением базового ядра, обязательного для усвоения Системой предтекстовых и послетекстовых вопросов к учебным текстам, обеспечивающих адекватное понимание содержания изучаемого материала
Целенаправленной подготовкой с 5-го класса к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе Учебник доступен слабому ученику, что достигается следующими условиями (продолжение) следующими условиями (продолжение) Системой иллюстративно-изобразительных средств, позволяющих создавать положительную мотивацию, опираться на эмоционально-зрительную память и развивать память логическую Ориентацией на создание учащимся собственного речевого высказывания малого объёма (сочинение-миниатюра, изложение-миниатюра, устное высказывание и т. п.) Целенаправленной работой по обогащению словарного запаса учащегося, использованием для этой цели традиционных и нетрадиционных приёмов Опорой на врождённые языковые способности ребёнка, активизацией языкового чутья Большим разнообразием экстралингвистических тем, повышающих мотивацию учения, интересных для ученика и становящихся предметом речевого высказывания Использованием разнообразных справочных материалов для проверки правильности выполнения заданий учебника
Выполнение заданий «На уроке…»: «На уроке математики» «На уроке иностранного языка» «На уроке природоведения» «На уроке биологии» «На уроке географии» «На уроке химии» «На уроке физики» Реализация межпредметных связей в обучении метапредметных Целенаправленное формирование метапредметных умений и навыков: Коммуникативных (владение видами речевой деятельности, навыками информационно-смысловой переработки текста, продуктивной речевой коммуникации) Регулятивных (управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, прогнозирование результатов, контроль и оценка деятельности, внесение коррективов) Познавательных (выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.)
Широкое использование произведений художественной литературы, репродукций русских художников Реализация культуроведческого аспекта в обучении родному языку в обучении родному языку Формирование представлений о родном языке как духовной ценности, национальном достоянии российского общества Широкое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии Создание широкого культуроведческого фона путём включения разнообразного экстралингвистического материала о разных городах России, народных промыслах, исторических событиях и великих личностях России, о современной социальной рекламе и т.п. Знакомство с основами русского речевого этикета и формирование соответствующих навыков в связи с изучением конкретных тем курса Включение сведений об истории русистики (упражнения серии «Из истории лингвистики»)
Учебник организует разнообразную работу с текстом, что позволяет сформировать следующие умения: Адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования Извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы, рисунка и т.п.) Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста Сравнивать содержание текста и иллюстративный материал, сопровождающий его Проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров Сопоставлять разные тексты по заданному параметру Оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к тексту Редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении Использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально- этическую тему Самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное): на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся на основе текста, пословицы, афоризма, картины, фотографии, фотоколлажа, рисунка, схемы, таблицы на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта
Учебно-методические комплекты для учителя Программа по русскому языку Львова С. И. Программа по русскому языку для 5 – 11 классов Родной язык – основа образования, развития и воспитания личности: Концепция курса русского языка Львова С. И. Родной язык – основа образования, развития и воспитания личности: Концепция курса русского языка Уроки русского языка. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 5 класс Уроки русского языка. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 6 класс Уроки русского языка. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 7 класс Сборник диктантов с языковым анализом текста. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 – 9 классы Сборник диктантов с языковым анализом текста. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста классы
Учебно-методические комплекты для ученика Рабочие тетради разных видов Проверь себя. Прохватилина Л. В. Проверь себя. 5 класс Учимся писать, читать, говорить и слушать. Бажанова И.А., Львова С. И. Учимся писать, читать, говорить и слушать. 5 класс Учимся писать, читать, говорить и слушать. Васильевых И. П., Львова С. И. Учимся писать, читать, говорить и слушать. 6 класс Тренировочные задания, практикумы по русскому языку Дневник достижений учащегося по русскому языку. Черепанова Л. В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс Русский язык. Подготовка к экзаменам: Шаг за шагом. Ларионова Л.Г. Русский язык. Подготовка к экзаменам: Шаг за шагом. 5 класс Русская орфография. Самоучитель Львова С. И. Русская орфография. Самоучитель Справочная литература по русскому языку Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 79 классов Львова С. И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 79 классов Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями Краткий словообразовательный словарь школьника Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника
Издательство , Москва, ул. 6-я Парковая, 29 б, Тел.: +7 (499) , , факс: 8 (495) Торговый дом «Мнемозина» Тел./факс: +7 (495) (495) Магазин «Мнемозина» Москва, ул. 6-я Парковая, 29 б Тел.: +7 (495) Приглашаем к сотрудничеству