МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа» География ТЭК мира Урок географии в 10 классе Учитель: Гудкова А.Н.
Цель: Изучить топливно-энергетическую промышленность мира, дать характеристику промышленности, нефти, углю, газу, энергетики, установить какие изменения в развитии и различии отравления топливно-энергетической промышленности произошли в XX веке. Умение составлять сообщения, работать с картами/атласа, статистическим сборником, составлять картодиаграммы, определять места наибольшей и наименьшей сосредоточенности отраслей промышленности, определять структуру экспорта и импорта. Воспитание творчества в решении учебных задач, учебное трудолюбие, взаимоуважение, поддержка во время работы в группах, стремление к самообразованию. Оборудование: карта «ПКМ», карта «топливная промышленность мира», сборник статистических данных, к/атласа, контурные/карты.
Опрос домашнего задания: 5-мининутка о политических событиях. Беседа: ? Промышленно-ведущая отрасль материального производства. В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности делятся на три группы. Какие? -? Какие отрасли промышленности входят в I группу? ? какие отрасли промышленности входят во II группу? -? Какие отрасли промышленности входят в III группу?
Новый материал: Тема урока: «География отраслей топливно-энергетической промышленности мира» Целью является изучение географии отрасли топливно-энергетической промышленности мира, и определение изменения, которые произошли в XX веке. Топливно-энергетическая промышленность мира- это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике. Особенно росла энергоёмкость производства в эпоху НТР. Лишь в 20 веке использование энергии в мире увеличилось как минимум в 15 раз. Сильно изменился в 20 веке и топливно-энергетический баланс (ТЭБ) мира. Если в начале века в нём доминировал уголь, то в последствии он был потеснен нефтью, газом и ядерной энергией. В данный момент новшеством является в торговле сниженный природный газ (СПГ). Представьте, что вы студенты Московской экономической Академии, которым дали задание исследовать отрасли топливно-энергетической промышленности мира. Разделим вас на группы. Четыре группы: «Нефтяники» «Угольщики» «Газовики» «Энергетики». 1. Учитель раздает карточки, зачитывает задания (общие).
Карточка 1. «Нефтяники». Исследуйте географию нефтяной промышленности стран мира: - Составить картодиаграмму размещения запасов и добычи нефти. В объяснительной записке: 1.Указать, где расположены основные месторождения нефти; 2.Какие изменения произошли в размещении запасов и добыче нефти в ХХвеке и чем они объясняются? 3. Перечислите основных экспортеров и импортеров нефти. 4.Назовите главные нефтяные монополии. С какой целью создана организация ОПЕК?
Карточка 2. «Угольщики». Исследуйте географию угольной промышленности стран мира: - Составить картодиаграмму размещения запасов и добычи каменного и бурого угля. В объяснительной записке: 1.Указать, где сосредоточены пояса наибольшего угленакопления и важнейшие месторождения угля; 2. Установить, какие изменения произошли в размещении добыче угля в ХХ веке и чем они объясняются? 3.Показать, какие страны являются главными экспортерами и импортерами угля.
Карточка 3. «Газовики». Исследуйте географию газовой промышленности стран мира: - Составить картодиаграмму размещения запасов и добычи газа по странам. В объяснительной записке: 1.Указать, где сосредоточены основные месторождения газа. 2.Показать преимущества использования газа по сравнению с другими видами топлива. 3. Показать, какие изменения произошли в размещении запасов добыче газа в ХХ веке и чем они объясняются? 4. Перечислить главных экспортеров и импортеров газа.
Карточка 4. «Энергетики». Исследуйте географию электроэнергетической промышленности стран мира: - Сделайте картодиаграмму размещения производства электроэнергии по странам. В объяснительной записке: 1.Указать, в каких странах сосредоточено основное производство электроэнергии. 2. В каких странах большая часть электроэнергии производится на АЭС? 3.В каких странах большая часть электроэнергии производится на ГЭС? 4.. Какие изменения произошли в электроэнергетической промышленности мира в ХХ веке и чем они объясняются?
Творческие задания : «Изучите географию отраслей топливно- энергетической промышленности мира» ; 1.сообщения по каждой отрасли топливно- энергетической промышленности мира. 2. Работа в группах ( в группах каждый ученик получает свое задание, при затруднении помогают друг другу, итоги обсуждаются всей группой). 3. Отчеты групп ( учащиеся из групп выступают с сообщениями, отвечают на задания по карточкам, показывают географические объекты на карте, задают друг другу вопросы).
Вывод: Топливно-энергетическая промышленность мира развивается и размещается по территории Земного шара неравномерно. На развитие и размещение влияют как природные, так и общественно- экономические факторы. Подведение итогов. Оценивание труда каждого учащегося, как учителем, так и самими учащимися. Анализ домашнего задания. Тема 5 1, доработать картодиаграммы.
Оценка деятельности учащихся. Отметка «5» ставиться учащимся, которые умеют делать правильный и полный отбор источников знаний, рационально их использовать в определенной последовательности; соблюдают логику в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельно формулируют выводы на основе практической деятельности; аккуратно оформляют результаты работы. Отметка «4» ставиться учащимся, которые умеют делать правильный и полный отбор источников знаний, но допускают неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» ставиться учащимся, которые умеют правильно использовать основные источники знаний, но допускают неточности в работе с картами, в формулировке выводов; не аккуратно оформляют результаты работ.
Спасибо за внимание!