МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 19» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Республиканский межшкольный центр национальных культур: «диалог культур» в познании мира Выполнила: Усанова Кристина, ученица 11 класса гимназии 19
«Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз» М.М. Бахтин
Актуальность Сегодня важную роль в преодолении проблем межнациональных отношений играет этнокультурное образование. Школа и в целом система образования создают фундамент ближайшего будущего России, поскольку формируют самостоятельную личность, которая независимо от этнической принадлежности будет способна полноценно и успешно реализовать себя в новых социальных условиях. В этом контексте школы с этнокультурным компонентом способствуют решению главной гуманитарной задачи современности – формированию условий для благоприятного межнационального обмена, условий для сосуществования культур, диалога между ними. Успешным примером использования такой модели образования может служить гимназия 19 г. Саранска. Центральным элементом существующей в школе системы этнокультурного образования может быть признан Республиканский межшкольный центр национальных культур. Сегодня важную роль в преодолении проблем межнациональных отношений играет этнокультурное образование. Школа и в целом система образования создают фундамент ближайшего будущего России, поскольку формируют самостоятельную личность, которая независимо от этнической принадлежности будет способна полноценно и успешно реализовать себя в новых социальных условиях. В этом контексте школы с этнокультурным компонентом способствуют решению главной гуманитарной задачи современности – формированию условий для благоприятного межнационального обмена, условий для сосуществования культур, диалога между ними. Успешным примером использования такой модели образования может служить гимназия 19 г. Саранска. Центральным элементом существующей в школе системы этнокультурного образования может быть признан Республиканский межшкольный центр национальных культур.
Объект исследования: Республиканский межшкольный центр национальных культур как инновационный компонент этнокультурного образования Предмет исследования: Деятельность Республиканского межшкольного центра национальных культур
определить роль РМЦНК в качестве инновационного компонента этнокультурного образования Цель работы:
Задачи: выявить сущность и структуру современного этнокультурного образования; на основе изучения различной документации изучить специфику деятельности РМЦНК как инновационного компонента этнокультурного образования; оценить эффективность работы РМЦНК.
Этнокультурное образование можно рассматривать как одну из наиболее перспективных моделей разрешения ряда проблем межэтнических взаимодействий. Такое обучение можно организовать практически в любом учебном заведении. Важно, чтобы главной задачей было воспитание личности с мировоззрением, ориентированным на диалог. Этнокультурное образование можно рассматривать как одну из наиболее перспективных моделей разрешения ряда проблем межэтнических взаимодействий. Такое обучение можно организовать практически в любом учебном заведении. Важно, чтобы главной задачей было воспитание личности с мировоззрением, ориентированным на диалог. Наметившаяся в настоящее время тенденция перехода от идеи специального образования для «разных по культуре» к образованию для всех с включением «культурного параметра» – к познанию многообразного мира, к знакомству с традициями различных народов и приобретению навыков, необходимых для взаимодействия с людьми разных культур представляется наиболее важной. Будущее за образовательными системами, в которых создаются условия для формирования личности, способной к диалогу с носителями разных этнических ценностей. Наметившаяся в настоящее время тенденция перехода от идеи специального образования для «разных по культуре» к образованию для всех с включением «культурного параметра» – к познанию многообразного мира, к знакомству с традициями различных народов и приобретению навыков, необходимых для взаимодействия с людьми разных культур представляется наиболее важной. Будущее за образовательными системами, в которых создаются условия для формирования личности, способной к диалогу с носителями разных этнических ценностей.
Республиканский межшкольный центр национальных культур (создан в 2006 г.)
В структуру Центра входят следующие отделы: 1)национальных языков; 2) литературного краеведения; 3) исторического краеведения и патриотизма; 4) этнографии; 5) декоративно-прикладного искусства; 6) народной медицины; 7) народной архитектуры; 8) народных ремесел; 9) этномузыкальной культуры; 10) этноэкологии и экологической культуры; 11) информационно-методический; 12) Музей национальной культуры «Лихтибря».
Основные направления деятельности Центра: 1) классные часы; 2) встречи с выдающимися деятелями литературы и искусства русского, мордовского, татарского и других народов; 3) творческие вечера школьников; 4) выставки творчества учеников; 5) фольклорные праздники; 6) экскурсии для учеников школ города Саранска и других регионов России; 7) конкурсы и фестивали народного искусства; 7) Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (2006 г., 2007 г., 2008 г.); 9) Межрегиональная научно-практическая конференция «Живая культура: традиции и современность» (2007 г., 2008 г., 2009 г.).
В период с 2006 по 2009 г. на базе Центра было проведено более 500 мероприятий разного уровня (классные часы, внутри- и межшкольные мероприятия, школьные, городские, межрегиональные, всероссийские научно-практические конференции и др.). В период с 2006 по 2009 г. на базе Центра было проведено более 500 мероприятий разного уровня (классные часы, внутри- и межшкольные мероприятия, школьные, городские, межрегиональные, всероссийские научно-практические конференции и др.). Главная задача Центра – не разовое проведение каких- либо мероприятий, а целенаправленное и планомерное их внедрение в образовательный процесс. Этот процесс протекает не стихийно и хаотично, а системно, с учетом максимального освещения культурных особенностей представленных народов. Главная задача Центра – не разовое проведение каких- либо мероприятий, а целенаправленное и планомерное их внедрение в образовательный процесс. Этот процесс протекает не стихийно и хаотично, а системно, с учетом максимального освещения культурных особенностей представленных народов.
Фотографии центра (желательно участников конференций) Фотографии центра (желательно участников конференций)
Республиканский межшкольный центр национальных культур как центральный элемент существующей в гимназии системы этнокультурного образования задает четкие ориентиры для всех его участников. Проводимые на его базе мероприятия дают представления о различных аспектах этнических особенностей народов, а в итоге создают целостный образ культурного пространства Мордовии и России. Республиканский межшкольный центр национальных культур как центральный элемент существующей в гимназии системы этнокультурного образования задает четкие ориентиры для всех его участников. Проводимые на его базе мероприятия дают представления о различных аспектах этнических особенностей народов, а в итоге создают целостный образ культурного пространства Мордовии и России.
В рамках исследовательских проектов, посвященных изучению межэтнической толерантности и этнического самосознания школьников нашей гимназии, нами были проведены социологические исследования методом анкетирования (было опрошено 50 учеников 10 и 11 классов). В рамках исследовательских проектов, посвященных изучению межэтнической толерантности и этнического самосознания школьников нашей гимназии, нами были проведены социологические исследования методом анкетирования (было опрошено 50 учеников 10 и 11 классов). У опрошенных школьников сформированы достаточно четкие представления о своем этносе, его культуре, истории. Все они свободно владеют родным языком. Сам факт принадлежности к своему народу вызывает положительные чувства (гордость и спокойную уверенность), среди которых, однако, нет места национализму и шовинизму. У опрошенных школьников сформированы достаточно четкие представления о своем этносе, его культуре, истории. Все они свободно владеют родным языком. Сам факт принадлежности к своему народу вызывает положительные чувства (гордость и спокойную уверенность), среди которых, однако, нет места национализму и шовинизму. На наш взгляд, такие результаты не случайны. Это не простое стечение обстоятельств, а результат последовательной и планомерной работы, проводимой в нашей гимназии. Опыт по разработке и внедрению модели этнокультурного образования, в которой центральным звеном является Республиканский межшкольный центр национальных культур, может быть признан успешным. На наш взгляд, такие результаты не случайны. Это не простое стечение обстоятельств, а результат последовательной и планомерной работы, проводимой в нашей гимназии. Опыт по разработке и внедрению модели этнокультурного образования, в которой центральным звеном является Республиканский межшкольный центр национальных культур, может быть признан успешным.