Проект ОЭР «Педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку» Подготовлен МО учителей русского языка и литературы СОШ 38 Руководитель проекта: Буянова Светлана Васильевна, руководитель МО учителей русского языка и литературы Научный руководитель: Сарапулов В.А., заведующий лабораторией управления развитием образования
Актуальность Сегодня, когда пренебрежение к нормам языка и засорение речи стилистически сниженной лексикой становится опасной тенденцией, задача сохранения чистоты русской речи и постижение языка как ценности приобретает особое значение. Особенно это важно для школы, так как именно здесь, объединив усилия педагогов, можно научить школьников бережному отношению к русскому языку. Для большинства учителей формирование ценностного отношения к русскому языку не является целевой установкой школьного образования. Не отрицая значимость развития языковой культуры, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по решению данной проблемы.
Противоречия -между насущной потребностью общества в языковой личности и недостаточной направленностью школьного образования в условиях СОШ 38 на ее формирование; -между стремлением школьников к личностному и профессиональному самоопределению и недостаточным пониманием ими важности владения ценностным языковым капиталом в будущей профессиональной деятельности; - между необходимостью активного включения в ОЭР по данному направлению всего педагогического коллектива и неопределенностью педагогических условий формирования культуры языкового пространства школы.
Основная педагогическая идея, положенная в основу проекта – установление в школе культа родного языка Объект исследования: процесс языкового обучения и воспитания в школе. Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку. Цель ОЭР: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель педагогических условий формирования ценностного отношения школьников к русскому языку в единстве с выработкой у них языковых компетенций.
Задачи исследования: Выявить, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели педагогических условий формирования и развития ценностного отношения школьников к русскому языку. Разработать план действий по введению модели формирования ценностного отношения школьников к русскому языку в практику. Разработать систему лингводиагностики для оценки развития речи учащихся и уровня сформированности у них знаний о языке как ценности. Разработать критерии и показатели сформированности ценностного отношения школьников к русскому языку. Обобщить опыт, полученный в результате ОЭР, подготовить методические материалы для распространения полученных положительных результатов через участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, культурно-образовательных инициатив.
Основные положения, на которые опирается исследование проблемы: Формирование ценностных представлений о русском языке у школьников возможно в ходе специально организованной внеурочной и классной работы при осознании ими основных его функций. Развивая языковую способность и формируя языковую картину мира в сознании ребенка, необходимо формировать представление о ценности языка. Успешное формирование ценностного отношения к русскому языку возможно при условии включения в этот процесс всего педагогического коллектива, а также родителей. Вовлечение педагогов и учащихся в проектно- исследовательскую деятельность по формированию ценностного отношения школьников к русскому языку позволит более эффективно реализовать ОЭР.
Направлении деятельности Наше исследование осуществлялось по двум взаимосвязанным направлениям: 1. Создание условий, способствующих осознанию языка как ценности на рациональном уровне через чтение, анализ текстов о богатстве языка, его выразительности и т.п. Одним из таких условий явилось обновление содержания обучения за счет специально отобранной лексики, текстов о языке и речи, материалов об истории слов и др. 2. Постижение учащимися языковой системы на уровне чувственного восприятия и эмоций. Язык как средство познания мира, посредством которого выражаются эмоции и воля.
Педагогические условия реализации проекта 1. Организационные условия 2. Исследовательская деятельность 3. Программно-методическое обеспечение основного образования 4. Программно-методическое обеспечение основного и дополнительного образования
Новизна исследования заключаются в следующем: выявлены педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения школьников к русскому языку. разработаны критерии сформированности ценностного отношения школьников к русскому языку. разработаны методические материалы в плане ОЭР, включающие в себя тематику исследовательских проектов, связанных с развитием ценностного отношения школьников к русскому языку. определена система работы школы в целом по формированию ценностного отношения учащихся к русскому языку. сформирована текстотека, которая определяет ценностное значение концепта язык и формируют у учащихся представление о функциях языка.
Результаты ОЭР определяются целями и задачами исследования: Разработана модель формирования ценностного отношения школьников к русскому языку и доказана ее результативность в опытно-экспериментальной работе. Разработаны диагностические методики, позволяющие изучить уровень сформированности ценностных школьников к русскому языку. Уточнена сущность понятий «ценностное отношение», «языковая компетентность», «языковая личность». Разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования ценностного отношения школьников к русскому языку. Выявлены и успешно реализуются механизмы становления и развития языковой личности школьника.
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса качеством обучения и воспитания в школе носит устойчивый положительный характер. Уровень сформированности ценностного отношения школьников к русскому языку всех участников образовательного процесса по принятым в программе критериям имеет положительную динамику. Проектно-исследовательская деятельность школьников, направленная на изучение различных аспектов функционирования и развития языка, на решение проблем экологии языка и речи, позволила повысить качество школьного образования. В школе будет сформировано уважительное и внимательное отношение к русскому языку как высшей человеческой ценности. Культура речи будет одним из показателей воспитанности личности школьника. Будут выработаны нормы и правила, регулирующие культуру общения школьников и педагогов. Созданы оптимальные условия для формирования ценностного отношения школьников к русскому языку. Выпускник школы как личность будет характеризоваться сознательной убежденностью и готовностью к действиям во имя защиты русского языка, осознанием личной ответственности за его судьбу.
Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее, культуру и науку, человека и нацию!