Выполнил учитель биологии и химии МБОУ «Юркинская ООШ» Орехово-Зуевского района, Московской области Лазуков Николай Михайлович
Тема урока
Цели урока: -познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать - приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их --роль в природе и жизни человека. -вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, -----расширять кругозор, -развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Лишайник – комплексный организм, состоящий из гифов гриба и клеток водорослей, находящихся в симбиотических отношениях друг с другом.
СИСТЕМАТИКА лишайников ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ ОТДЕЛ ЛИШАЙНИКИ ЦАРСТВО ГРИБЫ ОТДЕЛ СЛИЗЕВИКИ ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ
Строение лишайника
Питание лишайников 1- гифы грибницы поглощают воду и минеральные соли; 2 – водоросль снабжает органическими веществами, образованными при фотосинтезе 1 1 2
Размножение лишайников ВЕГЕТАТИВНО кусочками слоевища ВЕГЕТАТИВНО группами клеток, оплетённым гифами гриба, выдуваемыми через отверстия в коре
Классификация лишайников по внешнему виду слоевища Кустистые Листоватые Накипные или корковые
Экологические группы лишайников: Эпифитные – растут на коре деревьев и кустарников Эпилитные – растущие на камнях
Экологические группы лишайников: Эпигейные – растущие на почве Эпиксильные – растущие на обнажённой древесине (стволах без коры, деревянных строениях и т.д.)
Экологические группы лишайников: Дермакарпон водный Гидрофитные – живущие в воде Гидротирия
Значение в природе Разрушают горные породы и образуют почвенный слой («пионеры растительности») Слагают почвенный покров тундры Служат пищей северным оленям (ягель)
Значение лишайников в жизни человека Для фиксации запаха духов Получение красителей Получение индикаторов
Лихеноиндикация 1- а уснея в нормальном состоянии, б – в угнетённом 2- а пармелия в нормальном состоянии б – в угнетённом
Лихеноиндикация 3- а ксантория настенная (золотянка) в нормальном состоянии, б – в угнетённом 1- а кладония в нормальном состоянии, б – в угнетённом
Лихеноиндикация 2- а цетрария в нормальном состоянии б – в угнетённом 3- а пельтигера в Нормальном состоянии б – в угнетённом
Охраняемые виды лишайников Класс сумчатые лишайники Семейство лобариевые Вид лобария лёгочная Класс сумчатые лишайники Семейство гипогимниевые Вид менегацция продырявленная
Выводы: Лишайники – это симбиотические организмы. Они состоят из гриба и водоросли. Водоросль образует органические вещества, используемые грибом. Гриб снабжает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями. Лишайники встречаются там, где не могут жить другие растения.
Список литературы 1.Пономарева И.Н. и др.Биология.6кл.-М.:Вентана-Графф, с.:ил. 2.Пономарева И.Н. и др.Биология.6кл.:Дидактические карточки.- М.: Вентана-Графф, с. 3.Шапиро И.А. Загадки растения-сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг. Л.:Гидрометеоиздат, с.:ил. 4.Айзенк Г.Ю.Проверьте свои способности: Перевод с англ.- С-П.: Лань, 1995.:160с.:ил &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fcdn.physorg.com%2Fnewm an%2Fgfx%2Fnews%2Ftmb%2F2012%2F _f5b13a27c7_o%2C0.jpg &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fcdn.physorg.com%2Fnewm an%2Fgfx%2Fnews%2Ftmb%2F2012%2F _f5b13a27c7_o%2C0.jpg 6. &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures %2Fwiki%2Ffiles%2F51%2F300px-parmelia_sulcata..jpeg &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures %2Fwiki%2Ffiles%2F51%2F300px-parmelia_sulcata..jpeg 7. &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fwww.uclm.es%2Fusers%2F higueras%2FMGA%2FTema07%2FTema_07_Monumentos_1_1_archivos%2Fi mage002.jpg &rpt=simage&lr=10745&img_url=http%3A%2F%2Fwww.uclm.es%2Fusers%2F higueras%2FMGA%2FTema07%2FTema_07_Monumentos_1_1_archivos%2Fi mage002.jpg
Спасибо за внимание!!!