ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ
Барокко в архитектуре Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI XVII столетий был Рим. Барокко ( от итальянского « причудливый, странный »). Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти ( ).
Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи.
Наиболее видными мастерами барокко 17 века были : Л. Бернини ( ) и Ф. Борромини ( ). Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же духовный наследник Микеланджело ; его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Приёмы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты : - нарочитая усложнённость ; - изломы и изгибы форм ; - насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.
Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа ; стиль барокко – это в конечном счёте апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.
Католический храм – собора Св. Петра в Риме.
В 18 в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо ( от французского « рокайль »; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин ). В отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность. Французское рококо : Амалиенбург под Мюнхеном.
Характеристика творчества Франческо Борромини Франческо Борромини ( итал. Francesco Borromini, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино 2 августа 1667, Рим ). Великий итальянский архитектор, представитель раннего барокко.
Коридор в садовом корпусе палаццо Спада ( ) со сводом
Внутренний дворик монастыря Сан - Карло алле Куатро Фонтане ( )
Сан - Карло - алле - Куаттро - Фонтане.
Купол Сан - Карло
Сан - Карло
К вершинам творчества Борромини относится К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво алла Сапиенца римского университета ордена иезуитов в Риме ( ).
Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение : очень высокий шестилопастной барабан ( в плане напоминает цветок ), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом. При изрядной доле фантазии можно представить себе, что каменная пчела погрузила голову в цветок, выставив на обозрение брюшко с жалом. Она интересна не только своей формой ( например, вогнутым фасадом ), но и интерьерами. Каждый архитектурный мотив в нем продолжается по всему зданию до самой верхней точки купола. Церковь Сант Иво алла Сапиенца
Купол церкви Сан Иво алла Сапиенца Шестиконечная звезда Шестиконечная звезда излюбленный мотив Борромини - представляет собой невидимое центральное ядро, на котором основан план Сант - Иво. Шесть точек в местах пересечения двух треугольников использовались Борромини как исходные пункты в его проектах. Вершины идеально точного шестиугольника, образованные ими, он превратил в шесть ниш, которые направляют движение основных элементов архитектурной композиции вверх, в раковину покрытого золотыми звездами купола. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.
Реставрация интерьера базилики Сан - Джованни ин Латерано
Церковь Сант - Аньезе на Пьяцца Навона
Фасад вогнут так, будто он прогибается под напором огромного пространства площади, протяженность которой контрастирует с высотой купола, обрамленного двумя колокольнями. Созданный Борромини тип купольной церковной постройки с двумя колокольнями получил широкое распространение в западноевропейской архитектуре XVII-XVIII веков.
Традиционные средства Борромини - результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. Борромини похож на человека, молящего и взывающего к спасению, он знает, о чем молит, поэтому полон горячности, но не знает, обретет ли спасение. Все его творчество подчинено этому тревожному ожиданию, мгновенное уменьшение напряжения может привести к падению.
В состоянии глубокого внутреннего кризиса он покончил с собой 2 августа 1667 года В состоянии глубокого внутреннего кризиса он покончил с собой 2 августа 1667 года.