На основе системного оператора удобно строить проекты, т. к. все составные части видны как на ладони и легко построить цепочку деятельности по теме проекта.
6. Прошлая надсистема 3. Надсистема ( Н / С )9. Будущая надсистема 4. Прошлая система1.Система ( С )7. Будущая система 5. Прошлая подсистема 2. Подсистема ( П / С )8. Будущая подсистема
В этой схеме каждая клетка имеет своё значение. С - система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения. Каждая система имеет своё прошлое и будущее, имеет определённую функцию ( т. е. то, для чего этот объект был создан, та работа, которую он выполняет ). У каждой системы есть набор свойств, но эти свойства могут изменяться по мере развития системы. Н / С - надсистема, ближайшее окружение объекта. У каждой системы масса надсистем. В зависимости от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которым эта система принадлежит ( например, С - автобус, Н / С - городской транспорт ), место нахождения ( для автобуса - улица или автопарк, или полка в шкафу, если автобус игрушечный ), материал, из которого эта система изготовлена и т. д. П / С - подсистема, структурная единица системы. Выделение подсистем ( частей ) также зависит от условий задачи.
6. Прошлая ( н / с ) Поляна Молодняк 3. ( Н / С ) Биосфера Лес 9. Будущая ( н / с ) Вырубка Болото Поляна 4. Прошлая ( с ) семечко Саженец 1. ( С ) Дерево 7. Будущая ( с ) Пень Гниль Гумус 5. Прошлая ( п / с ) Зародыш Росток Почка Отросток Цветок Завязь 2. ( П / С ) Ствол Ветка Плод 8. Будущая ( п / с ) Бревно Доска Изделие Хворост, зола, гумус Продукт питания
1) Система может иметь множество подсистем и надсистем. Подсистемы - это, как правило, составные части системы, т. е. элементы, из которых состоит система 2) Ось времени ( прошлое - будущее ) можно рассматривать с различных точек зрения. Например, с точки зрения жизни отдельной конкретно взятой системы : конкретный гвоздь от того момента, как он был металлом (" рождение ") до ржавления (" гибели ") и превращения в утиль Какую именно временную ось выбрать, решаем исходя из конкретной цели. 3) Таким образом, при построении экранной схемы необходимо исходить из конкретной цели и рассматривать конкретную систему с конкретной точки зрения. 4) Смысл построения экранной схемы, ее цель в том, чтобы рассмотреть, увидеть систему со всех сторон : ее возможное прошлое, настоящее, будущее, надсистемы и подсистемы, а также надсистемы и подсистемы для прошлого и будущего. 5) При построении экранной схемы цель не может формулироваться, например, как " получить прибор для определения времени " или " создать структуру ".
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ Цель первого блока игр : научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Цель второго блока игр : упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии ( этапа ) развития, замечать изменения объектов во времени. ВЫСТРАИВАНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ И ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ Цель третьего блока игр и тренингов : анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.
Желаю Вам удачи и хорошего настроения. Дерзайте, творите, и развивайте своих детей !