Выступление заместителя директора по УВР Новичковой С.П. на педагогическом консилиуме «Адаптационный период учащихся 1-х, 5-х, 10 классов. Особенности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление учителя начальных классов МОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова г.Буинска РТ» Сулеймановой З.Р. на августовской конференции в уч. г. На.
Advertisements

-Обучение проводится только в первую смену. -Проведение нулевых уроков не допускается. -Длительность урока 35 минут с сентября по декабрь, 45 минут с.
Что важно знать родителям будущих первоклассников?
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
МБОУ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКАЯ СОШ сентябрь- октябрь 2013 год.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Заместитель директора по УВР Новичкова С.П. Психолого-педагогический консилиум по теме: «Итоги адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х, 10 классов»
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Психолого-педагогический консилиум по теме: «Итоги адаптационного периода учащихся 10 А класса»
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
Порядок приёма в 1 класс МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа 41» общеобразовательная школа 41»
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
год. Задачи психолого - педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации : создание условий для социально - психологической.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
1 Педагогический консилиум «Состояние адаптации к новым социальным условиям учащихся 5,10 классов»
Транксрипт:

Выступление заместителя директора по УВР Новичковой С.П. на педагогическом консилиуме «Адаптационный период учащихся 1-х, 5-х, 10 классов. Особенности, итоги, выводы.»

Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Периоды адаптации Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учится говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

Первый этап – ориентировочный Второй этап – фаза неустойчивого приспособления Третий этап – этап относительного устойчивого приспособления

Адаптационный период первоклассников

- объем работы должен увеличиваться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; - первоклассник способен заниматься одним видом деятельности не белее минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока; - школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время; - в течение одного урока необходимо провести не менее двух физкультминуток; - актуальным видом деятельности является игра, которую следует активно включать в процесс обучения; - необходимо индивидуально подходить к дозированию участия учителя в выполнении какого-либо задания.

-продолжительность учебного года для первоклассников 33 учебные недели. В середине третьей четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.(СанПиН ); -обучение проводится только в первую смену; -рекомендуемое время начала занятий не ранее проведение нулевых уроков не допускается; -длительность урока 35 минут; перемены между уроками не менее 10 минут; -расписание звонков для первых классов составляется отдельно от основной школы и размещается на информационном стенде для родителей и в классном кабинете;

- применяется ступенчатый режим учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводится по три урока, четвертый урок проводится в нетрадиционной форме (например, урок-игра, урок-экскурсия, урок- театрализация и т.д.); рекомендуется форму проведения четвертого урока отражать в классных журналах, -предельно допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе не должна превышать 20 часов; -запрещается оставлять первоклассников на дополнительные занятия, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении; -контрольные работы проводятся только один раз в год не позднее апреля, не более одной контрольной работы в день;

-исключена система бального (отметочного) оценивания; недопустимо также использование любой знаковой символики, допускается лишь словесная объяснительная оценка; -обучение организуется без домашних заданий; -классный журнал в 1 классе оформляется в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения; -учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются; -после занятий для посещающих группу продленного дня организуется прогулка на свежем воздухе 1,5-2 часа, во время которой проводятся подвижные игры; общее время пребывания ребенка на свежем воздухе должно быть не менее 3.5 часов; -общая продолжительность внеучебных занятий не должна превышать 1 часа, с переменой 10 минут; занятия по одному виду дополнительного образования проводятся не чаще двух раз в неделю; -для детей, посещающих группу продленного дня, занятия дополнительного образования, обязательно должно быть организовано трехразовое горячее питание.

Посещение уроков 1А класс – математика (Джапарова Э.В.); 1Б класс – математика (Можаева Т.П.); 1В класс - математика, обучение грамоте (письмо) (Пехенькина С.В.).

Выводы: Учителя-предметники, работающие в 1-х классах, владеют методикой преподавания в начальной школе, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют ИКТ- и здоровьесберегающие технологии, игровые приёмы. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. В течение урока проводятся 2 физкульминутки.

1.Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л.П.Баданина//Начальная школа плюс До и После –С Виноградова Н. 1-й класс-это серьезно! /Н. Виноградова //Начальная школа: газ. 3.издательского дома «Первое сентября» – С Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября» С Герц Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов /Е.Н.Герц, Е.А.Кутузова //Завуч начальной школы С Зайцева В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым /В. Зайцева //Здоровье детей: газ. издательского дома «первое сентября» С Иванова М.Н. Воспитание в первом классе: ( из опыта работы ) /М.Н.Иванова, И.А.Нахалова //Начальная школа плюс До и После С Королева О.Ф. Адаптационный период в первом классе /О.Ф.Королева //Образование в современной школе – С Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности /Л.М.Костина //Вопросы психологии С ISSN Лосев П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе /П.Н.Лосев //Начальная школа С Лурье, С. Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников /С.Б.Лурье //Валеология С Лямина Е.М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: ( подпрограмма к Образовательной программе школы ) /Е.М.Лямина //Завуч начальной школы С Мирская Н. Ребенок идет в 1-й класс /Н.Мирская //Здоровье детей: газ. издательского дома «Первое сентября» С Насонов А.Н. Дети в процессе адаптации к школе /А,Н.Насонов //Завуч начальной школы С Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс //Начальное образование С Панина Г. Внимание, первоклассник! /Г.Панина //Начальная школа: прил. К газ. «Первое сентября» С Простатина О.Ю. Адаптация первоклассников к школе /О.Ю.Простатина //Справочник классного руководителя С ISSN Семенов Т,С, Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе /Т.С.Семенова //Начальная школа плюс До и После С Стовбун Е.Н. Давайте познакомимся! Игра по станциям для детей первого класса в адаптационный период /Е.Н.Стовбун //Завуч начальной школы С Цыба Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология! Н.Б,Цыба //Завуч начальной школы С Чтобы каждый день приносил ему радость. Адаптационный период первоклассников /материал подготовила В.Крутикова //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября» С Б 61 Бильгидеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде /Т.Бильгидеева; под ред. И.В.Вачкова.-М.: Чистые пруды, с.-( Библиотечка « Первого сентября ). Сер. «Школьный психолог»; Вып. 1(7) П32 Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учеб.-метод. Пособие для учителей начальных классов /Н.В.Пилипко, Т.В.Громова, М,Ю.Чибисова; под ред. Н.В.Пилипко.-М.: Перспектива, с.:ил Р 27 Рахновская, И.В.Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников /И.В.Рахновская.- М.: Школьная Пресса, с.-( Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека Журнала; Вып. 27).

Посещение уроков природоведения в 5б классе ( Коликова Н.Б.); ИЗО в 5а классе ( Гачковский В.В.); русского языка в 5б классе ( Попова И.А.); математики в 5а, 5б классах ( Гачковский В.В.) Адаптация пятиклассников

Выводы: Учителя-предметники, работающие в 5-х классах, владеют методикой преподавания, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют игровые приёмы. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. Не все проводят в соответствии с требованиями СанПиНа физкультминутки.

Проверка тетрадей для контрольных работ. Были проверены тетради для контрольных работ по русскому языку, математике учащихся 5-х классов. Тетради проверяются учителем русского языка Поповой И.А. и учителем математики Гачковским В.В. регулярно. Состояние проверки находится на удовлетворительном уровне. Единый орфографический режим соблюдается. Проводится работа над ошибками. Вместе с тем выявлены следующие недочёты: не все учащиеся правильно подписывают тетради для контрольных работ по математике и русскому языку; четверо учащихся 5А класса не имеют тетрадей для контрольных работ по русскому языку; пятеро учащихся написали изложение в тетради для контрольных работ, не имея тетради для творческих работ по русскому языку; не все учащиеся выполняют весь объём работы над ошибками по русскому языку; учитель математики Гачковский В.В. ставит отметки 5-, 4-, что недопустимо согласно Положению об оценивании контрольных работ. Повторно провести проверку тетрадей для контрольных работ по русскому языку, математике г.

Результаты анкетирования Учатся потому, что … на уроках интересно 27 учащихся (87%). заставляют родители 1 (3%). хотят получать хорошие отметки 22 пятиклассника (71%). чтобы подготовиться к будущей профессии 24 школьника (77%). в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 11 человек (35%). хотят завоевать авторитет среди товарищей по учёбе 5 учащихся (16%). нравится узнавать новое 23 школьника (74%). нравится учитель 11 пятиклассников (35%). хотят избежать плохих отметок и неприятностей 10 человек (32%). хотят больше знать 24 учащихся (77%). любят мыслить, думать, соображать 15 учеников (48%). хотят быть первым учеником 7 пятиклассников (23%).

Вывод: Основная мотивация обучения у пятиклассников – мотивация благополучия. Следующие мотивации – мотивация содержания и широкие социальные мотивации. Слабо выражены мотивация прессом, престижная мотивация.

Результаты диагностики по адаптации Нравится в школе 27 учащимся (87%) Не очень нравится в школе 4 учащимся (13%). В классе имеют много друзей 20 учащихся (65%) Имеют мало друзей 9 пятиклассников (29%). Не имеют друзей 2 ученика (6%). Нравятся одноклассники 22 учащимся (71%). Не очень нравятся одноклассники 8 учащимся (26%). Не нравятся одноклассники 1 ученице 5Б класса (3%). 23 учащихся часто рассказывают о школе родителям (74%). 7 учащихся редко рассказывают о школе родителям (23%). 1 ученик не рассказывает родителям о школе (3%). 10 учащихся не хотели бы, чтобы у них были менее строгие учителя (32%). 27 учащихся не хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены (87%). 17 учащихся пошли бы в школу, если бы учитель сказал, что в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома (55%).

Вывод: Адаптационный период у большинства пятиклассников протекает благополучно: им нравится учиться в школе, нравятся одноклассники, дети часто рассказывают о школе своим родителям.

Адаптация десятиклассников Посещение уроков физики (Зубова О.В.), французского языка (Ухабина М.И.), алгебры (Капченко Т.М.); контрольные срезы по математике, русскому языку, физике; диагностики, анкетирования; проверка дневников, классного журнала;

Факторы успешного прохождения учащимися 10-х классов адаптационного периода Согласованность требований педагогов. Привлечение учащихся к самостоятельной творческой деятельности по выработке норм и правил школьной жизни. Вера учителя в возможности ученика, убеждение его в способности добиться поставленной цели, вне зависимости от действительных способностей, что несомненно повысит результаты его учебной деятельности. Бережное отношение к статусу отличника или ударника. Личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха ученика.

Специфика адаптационного периода десятиклассников В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других. Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) так же, как и в других классах, начинался со знакомства ребят друг с другом. Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата.

занятость детей во внеурочное время; классные часы, поездки, подготовка к школьным мероприятиям; родительские собрания; работа органов школьного самоуправления; диагностики, анкетирования.

Результаты контрольных срезов Физика: абсолютная успеваемость – 47%; качественная успеваемость – 11%. Алгебра: абсолютная успеваемость – 68%; Качественная успеваемость – 10,5%; Русский язык: абсолютная успеваемость – 76%; качественная успеваемость – 47%.

Проверка классного журнала Не осуществляют щадящее оценивание на период адаптационного периода Капченко Т.М. (алгебра; геометрия); Гильгенберг М.В. (география); Зубова О.В. (физика);

Выводы: Учителя-предметники, работающие в 10-х классах, владеют методикой преподавания, реализуют цели урока, поставленные в начале урока, используют ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения. Стиль общения с учащимися демократический. Тон доброжелательный. Не все проводят в соответствии с требованиями СанПиНа физкультминутки.