Российский турнир-конференция «Юность, наука, культура – юг» г. Туапсе, 2007 Колсанова Светлана, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 10 класс Руководитель – Тяжелкова Л.Н.
«По одёжке встречают…» Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Цель исследования: выявить роль описания одежды героев поэмы в раскрытии их характеров
Гипотеза исследования описание одежды так же, как и любая бытовая деталь, помогает в создании характеристики литературного персонажа.
Павел Иванович Чичиков Четыре заношенных… фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками… – все, что оставил отец в наследство. «он завёл тонкие голландские рубашки. Уже сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния…»
Мечтатель Манилов « Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…»
Коробочка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее.
Прожигатель жизни Ноздрёв Дополняет живописный вид Ноздрёва и подчеркивает его «разбитной характер» полосатый архалук, в котором помещик встречает Чичикова.
«Патриот русского желудка» Собакевич Собакевич напоминал средней величины медведя. «…фрак на нём был медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось...»
«Прореха на человечестве» Плюшкин « Платье на ней (фигурe) было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носит деревенские дворовые бабы...»
Дамы города N « чем дороже была одежда, тем почетнее дама» шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше;
Вывод: Целая галерея «мертвых душ» проходит перед нами в поэме Н.В.Гоголя, и, во что бы ни рядились, они так и остаются «мертвыми душами».
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ