Гроза Александр Николаевич Островский
Творческая история пьесы Гроза ò 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода. ò Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы. ò «Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в напечатана в журнале «Библиотека для чтения».
Город Калинов ò Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы. ò Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке. ò Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии. Кинешма Кострома
Место действия ò Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. ò Чтобы представить волжские пейзажи, посмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плёс».
Исаак ЛЕВИТАН ( ) Вечер. Золотой Плёс
ò Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой. ò Кулигин поёт русскую народную песню. Он ощущает себя частью мира, сливается с ним. ò Не спеша, распевно, спокойно льётся мелодия. ò Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса! Наглядеться не могу!» ò И вдруг песня прерывается...
ò Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни этого городка слияния с красотой природы. ò А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина. ò Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью. ò Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.
Жанр пьесы ò Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и называл пьесу «комедией». ò Дальнейшая работа над пьесой заключалась в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера. ò Островский определил жанр – драма.
Драма ò Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу. ò Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт – столкновение противоборствующих сторон.
Конфликт ò Добролюбов писал: ò «Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят вследствие столкновения двух партий старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных ».
Конфликт драмы ò Конфликт в пьесе определяется между старыми социально- бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. ò Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха). ò Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Говорящие имена ò Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) ò Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль). ò Савёл Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший». ò Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.
Прототип Катерины ò Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой. ò Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. ò Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. ò Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. ò Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины. ò Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.
КОСИЦКАЯ, ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА (по мужу Никулина) (1827–1868), актриса Малого театра 1840–1860-х., создавшая в своем творчестве образ простой русской женщины, показав ее непростую человеческую судьбу, полную драматизма и глубоких переживаний. Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
Гроза (значение названия пьесы) ò Гроза как физическое явление ( IVдействие) ò Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. ò Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.
Катерина ò Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".
Катерина ò П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». ò Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве
ò Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография
ò КУСТОДИЕВ Борис Михайлович ( ). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Государственная Третьяковская галерея, Москва
ò Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной
ò Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона с матерью г.
ò Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".
Картина "Страшный суд" Васнецов В.М. Кустодиев. Гроза
«Волга» В.Зорин …Тучи клубами, Тает гроза, Вслед за мольбами Сохнет слеза. В солнце и сини - Эхо удач, Голос России - Песни и плачь! В. Зорин Волга Башня и стены, Дальняя даль, Женская доля - Боль да печаль! Бейся у вала, Плачь-голоси! Вечно бывало Так на Руси…