Покровы тела. Сравнительная характеристика.
Функции покровов тела: защитная (от повреждений, от проникновения инородных веществ в организм, от потери влаги); защитная (от повреждений, от проникновения инородных веществ в организм, от потери влаги); участвует в обмене веществ (выделение и дыхание); участвует в обмене веществ (выделение и дыхание); терморегуляция терморегуляция МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Проблемный вопрос: В каком направлении шла эволюция покровов тела у животных? МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Особенности покровов тела различных групп животных МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Одноклеточные организмы: пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела; пелликула (прочная оболочка), у животных с постоянной формой тела; плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела; плазмалемма – у животных с непостоянной формой тела; некоторые могут образовывать раковины (фораминиферы, радиолярии). некоторые могут образовывать раковины (фораминиферы, радиолярии). МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Кишечнополостные: тело покрыто эпителиально-мускульные клетками тело покрыто эпителиально-мускульные клетками МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви: плоский эпителий с ресничками; плоский эпителий с ресничками; кутикула (плотная защитная оболочка) – у паразитических червей; кутикула (плотная защитная оболочка) – у паразитических червей; у кольчатых червей клетки эпителия выделяют слизь. у кольчатых червей клетки эпителия выделяют слизь. МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Моллюски: однослойный эпителий и слой соединительной ткани (может выделять в-ва, образующие раковину, содержать пигментные клетки и др.) однослойный эпителий и слой соединительной ткани (может выделять в-ва, образующие раковину, содержать пигментные клетки и др.) МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Членистоногие: эпителий с хитинизированной кутикулой. Хитин – прочное вещество, но не растягивается, поэтому животные вынуждены линять. эпителий с хитинизированной кутикулой. Хитин – прочное вещество, но не растягивается, поэтому животные вынуждены линять. МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Позвоночные покров двухслойный: эпидермис и собственно кожа; покров двухслойный: эпидермис и собственно кожа; эпидермис многослойный (нижний слой – живые, верхний слой клеток – ороговевшие, мертвые клетки) дает начало роговым производным (роговая чешуя, перья, копыта, когти, копыта, полые рога). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску; эпидермис многослойный (нижний слой – живые, верхний слой клеток – ороговевшие, мертвые клетки) дает начало роговым производным (роговая чешуя, перья, копыта, когти, копыта, полые рога). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску; собственно кожа (кутис) – нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы. Чешуя рыб, костные рога оленей – производные кутиса; собственно кожа (кутис) – нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы. Чешуя рыб, костные рога оленей – производные кутиса; под кожей расположена подкожная жировая клетчатка, которая выполняет питательную, амортизационную и терморегуляторную функцию. под кожей расположена подкожная жировая клетчатка, которая выполняет питательную, амортизационную и терморегуляторную функцию. МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Продольный разрез кожи ящерицы (по Бючли): 1 эпидермис, 2 собственно кожа (кориум), 3 роговой слой. 4 мальпигиев слой, 5 пигментные клетки, 6 кожные окостенения Класс пресмыкающиеся МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Заполните таблицу: Группы животных Особенности покровов тела Хрящевые рыбы Костные рыбы Амфибии Рептилии Птицы Млекопитающие МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Вывод: эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
Домашнее задание: параграф 36, читать, ответить на вопросы параграф 36, читать, ответить на вопросы рисунок: «Строение кожи млекопитающих» рисунок: «Строение кожи млекопитающих» МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна
ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: МБОУ СОШ 4 с.Раевский учитель биологии Хуснутдинова Гульнара Гаязовна