Урок литературы в 10 классе. Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характер человека. Все, кого я сшибла по пути, Все, кто до сих пор меня сшибает Вам моё контрольное «Прости»! Вам мое контрольное «Прощаю»!
Advertisements

Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Анализ стихотворения «Silentium!»
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
ЧИТАЯ ТЮТЧЕВСКИЕ СТРОКИ. СтихотворениеКак хорошо ты, о море ночное… Как хорошо ты, о море ночное,– Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии,
Темы и мотивы в лирике. Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь.
ВОЗМОЖЕН ЛИ БРАК ПО ЛЮБВИ? Влюбленность Первая любовь Признание в любви.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе...»
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 3» И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра.
Прочитайте текст. (1)… Самая большая ценность народа это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2)Думает! (3)Ведь это значит, что вся сознательная.
Я не люблю иронии твоей. Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,-
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы в 10 классе "Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество"
Транксрипт:

Урок литературы в 10 классе

Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).

Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении? Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор. Молчи, скрывайся и таи… Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении, что усиливает стремление убедить кого-то. Любуйся ими – и молчи. Энергию убеждения поддерживает подбор рифм- точных, смежных, мужских.

Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается? Первая строфа- энергичное убеждение,обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека. Смысл этого убеждения : твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине, «как звезды в ночи».

Как понять смысл второй строфы? Речь идет о возможности передать словом жизнь сердца, души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума. Сравнение – жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи.

О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир? Два мира ( внешний с наружным шумом и светом и внутренний, названный «таинственно-волшебным» вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными. Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…». Сохрани свой внутренний мир. Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью – и молчи!..

Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения? Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф. Такова композиция стихотворения.

Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? ( «оне», « звезды»). Какова их функция? Найдите строки, ставшие афоризмом

Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь". Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого" чувств, мыслей, мечтаний. Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.