Лекция 12 Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции В современных условиях механизм экологического регулирования включает в себя совокупность инструментов по контролю за действующим и проектируемым производством. В системе мер по контролю и обоснованию проектных решений одно из центральных мест принадлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизе проектов.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны и базируются на сходной системе социально-эколого-экономических показателей.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком (в свою очередь, представляющим интересы заказчика) инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Специально образованная государственная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учета в проекте природоохранных требований законодательства, достаточность мер по предупреждению неприемлемых для общества изменений в окружающей среде и связанных с ними социально-экономических и других последствий, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта. Этот вывод, разумеется, делается не только на данных ОВОС, но и на базе самостоятельных расчетов и обоснований экспертной комиссии.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Наряду с государственной (федеральной и региональной) в России, как и в других странах, может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Этим реализуется принцип свободы доступа общественности к экологической информации и право на участие в управленческих решениях, связанных с воздействием на природную среду.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Основными задачами ОВОС выступают: 1. выявление комплекса взаимосвязанных факторов воздействия на окружающую природную среду ТЭО (технико-экономическое обоснование) инвестиционных проектов и ТЭО строительства, проектов и схем территориальной организации общества, размещения отдельных объектов, техники и технологии, новых материалов, продукции, услуг, проектов стандартов, правовых, технических норм и нормативов; 2. оценка прямых и косвенных эффектов (результатов) реализации проектов, а также факторов, определяющих их воздействие на экологические системы, их компоненты, балансы природных ресурсов (например водохозяйственный баланс территории), на человека, его здоровье и условия жизнедеятельности; 3. сопоставление и оценка альтернативных вариантов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также управленческих решений, характеризующихся значимыми экологическими эффектами.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции Основными задачами экологической экспертизы являются: 1. обеспечение соответствия проектов хозяйственной и иной деятельности требованиям национального и международного (в случае оценки трансграничных и международных проектов) природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам; 2. обоснование вывода о допустимости реализации проекта как отвечающего требованиям устойчивого развития, циркулярности (т. е. относительной замкнутости, имитирующей безотходные процессы в эко-системах) и экологической безопасности и не способного привести к неприемлемым последствиям для окружающей среды и социально-экономического развития общества;
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции 3. всесторонняя оценка всех имеющихся альтернативных вариантов удовлетворения потребностей и выбор наиболее целесообразного с позиции социально- экономической эффективности и экологической безопасности; 4. создание условий для реализации международно- признанного принципа предосторожности, согласно которому, поскольку потенциальной экологической опасностью характеризуется любая намечаемая деятельность, необходима минимизация этой опасности и экологического риска на самых ранних стадиях – этапах обоснования проектных решений, а также путем всесторонней оценки всех имеющихся альтернатив (в том числе и варианта не реализации проекта).
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции В основе экологической экспертизы лежат следующие важнейшие принципы : 1. Обязательность, означающая строгое проведение экспертизы проектных решений по тем объектам, которые включены в специальные утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Решение о реализации соответствующих проектов не может быть принято до проведения по ним экологической экспертизы. 2. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также последствий этого воздействия для социально- экономического развития общества; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу.
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции 3. Вневедомственность и независимость экспертов экологической экспертизы; научная обоснованность, законность и объективность экспертного заключения; ответственность участников экологической экспертизы за ее объективность и качество. 4. Гласность, участие общественных организаций (объединений) и граждан, учет общественного мнения, реализуемые, в частности, путем проведения наряду с государственной общественной экологической экспертизы, что позволяет получить более широкий спектр мнений о целесообразности и допустимости реализации проектов.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 1-й этап – инвестор (заказчик) составляет уведомление (декларацию) о намерениях, в которой осуществляется социально-экономическое обоснование: o необходимости намечаемой деятельности; o объема вовлекаемых в оборот природных ресурсов; o размеров занятой и преобразованной территории.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 2-й этап – федеральные (региональные) органы власти на основании рассмотрения уведомления о намерениях дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. 3-й этап – проектировщик, получив указанное согласие, разрабатывает и представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта (как правило, в нескольких вариантах) в составе ТЭО (технико-экономическое обоснование) инвестиций.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 3-й этап В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС), начиная с определения этого воздействия в натуральных показателях: o объем вовлекаемых природных ресурсов, o воздействие на водохозяйственный баланс территории, o особо охраняемые зоны, o площадь занимаемой и преобразуемой территории, o величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, o объем образующихся отходов, в том числе токсичных, o другие формы физического воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения (шумовое, электромагнитное и т. п.).
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации Далее на этой основе осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения. В их числе – наносимый (предотвращаемый) в результате реализации проекта ущерб окружающей среде и здоровью населения, рекомендуемый перечень компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического риска от реализации проекта и др.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 4-й этап – согласование ТЭО инвестиций и проекта ОВОС с основными (федеральными, региональными) органами экологического контроля и управления. Состав согласующих инстанций определяется конкретным содержанием проекта и характером его воздействия на окружающую среду. Обязательное участие в согласовании проектной документации, как правило, принимают: территориальные органы Роснедвижимости, водохозяйственные управления, органы санитарно-эпидемиологического надзора, управления пожарной охраны и др. В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Полученные при этом данные служат реализации 5-го этапа.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 5-й этап – разработка (проектировщиком) с учетом уточненных требований к проекту и детализированной информации ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. В составе ТЭО строительства определяется ОВОС, уточняются показатели социально- эколого-экономической эффективности реализации проекта, дается оценка экологического риска по отношению к согласованной площадке размещения объекта.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации 6-й этап – проведение государственной (которая может быть дополнена общественной) экологической экспертизы проектных материалов на предмет гарантированного выполнения требований природоохранного законодательства, нормативов и стандартов, недопущения реализации проектов с необратимыми последствиями для окружающей среды и социально-экономического развития.
12.2. Порядок обоснования и согласования проектной документации Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее либо одобрение, либо не одобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство. Решение об отклонении проекта может опротестовываться в Арбитражном суде.