Зарубежная литература 18 века. Просвещение. О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… А. С. Пушкин.
Эпоха Просвещения -ключевой период в развитии европейской культуры, связанный с развитием научной, философской и общественной мысли. Временные рамки - чётко не определены: одни относят её начало к концу 17 века, другие к середине 18. Конец эпохи связывают с Великой французской революцией (1789 г).
Основные идеи Просвещения: 1. Разум – главное в жизни человека: «учение свет». Искать истину, какой бы она ни была. 2. Ироничное отношение к религии («деизм»- Бог создал землю и больше не вмешивается в её развитие). Ценности: 1. Равноправие и свобода каждого от рождения. 2. Моральная свобода личности. 3. Свобода слова. 4. Свобода убеждений. 5. Право на сопротивление угнетению.
Недостатки: 1.Невнимание к традиции. 2.Недостаточный психологизм: внутренние чувства человека были не самыми главными. Предпочтение отдавалось социальным проблемам: высмеивание ханжества, глупости, лицемерия, угодничества.
Средневековье.Возрождение.Просвещение. Любовь рыцаря к прекрасной даме. Воспеть земную любовь, чувства. 1. Тема. Столкновение внешнего и внутреннего конфликта героя. Иногда неразрешимое противоречие обстоятельств жизни и чувств героя. 2. Идея. Показать внутренний богатый мир героя, который отличается ото всех высокими моральными идеалами, качествами. Высмеивание глупости, тупости. Восхваление разумности. Высмеивание не конкретного человека, а общего порока. Показать необразованность богатых людей в противовес естественной мудрости простого человека.
Средневековье.Возрождение.Просвещение. Рыцарь, который, следуя кодексу чести, покоряет, несмотря на трудности, сердце Дамы. «шаблонные чувства» «рыцарство» 3. Герой. Мучающийся, думающий, искренний, возвышенный, духовно свободный. Не может мириться со злом. 4. Ключевые слова. «естественные чувства» « чувственный гуманизм» Не может мириться с социальным унижением. УМНЫЙ. Свой разум противопоставляет глупости богатых и невежественных людей. Четкое деление на «плохих» (глупых) и хороших (умных) героев. «разум» «разумный гуманизм»
Жан Батист Мольер (1622 – 1673)