Китай на карте мира. Культурные центры Китая.
В III веке до н.э. на территории Китая появилась первая великая империя. При императоре Цинь Ши-хуанди была выстроена великая китайская стена, защищавшая империю от набегов кочевников.
Великая китайская стена растянулась по горам и равнинам более, чем на 5 тысяч километров.
И сегодня стена имеет важное военное значение.
С большим размахом сооружалась и гробница императора. Стены были облицованы полированным мрамором и нефритом. На полу нарисовали карту империи, а потолок устроили в виде небосвода со светилами. Окружали гробницу рвы с многотысячным глиняным войском императора.
Каждый воин был сделан в натуральную величину и с индивидуальными чертами.
В середине I тысячелетия в Китай из Индии проникает буддизм. Монахи-скульпторы высекают в скалах огромные статуи Будды.
Вокруг статуй монахи устраивают пещерные жилища.
Индийские реликварии (ступы) в Китае приобретают вид высоких башен - пагод.
Со временем силуэты пагод становятся символом китайской культуры.
Даже храмы начинают возводить в форме пагоды.
Круглые террасы храма Неба в Пекине и его синие крыши символизируют небо. А квадратная в плане ограда комплекса – землю.
Над входом в храм помещается надпись: «Высочайшее Августейшее Небо».
Подкуполное пространство храма символизирует небесные миры.
Древнейшим материалом для письма в Китае является бамбук.
Длинный, гибкий и прочный бамбук обусловил и каркасную систему в архитектуре Китая. Здание, словно конструктор, собиралось из отдельных бамбуковых прутьев.
Кровля опиралась на деревянные столбы, покрытые красным лаком. Промежутки между столбами и каркасом закрывали легкими щитами, которые можно было в любой момент убрать.
Верхушки столбов, особенно в углах, тоже собирали, подобно конструктору.
Кровлю и вход дома обязательно защищали охранители.
Традиционная каркасная конструкция повторяется и в залах императорского дворца – Запретного города в Пекине.
Запретный императорский город, выстроенный строго с юга на север, кажется одновременно и строго симметричным, и свободным по расположению его 75 зданий, садов и рек.
Тронный зал императора – Зал Высшей Гармонии – самое высокое здание Запретного города. Ничто не должно быть выше императора.
На основе каркасов выстроены и парковые павильоны.
Появляются и каркасные пагоды.
И маленькие беседки также повторяют все те же формы.
Мосты покрываются такими каркасными беседками.
И даже по рекам плавают такие же каркасные суда.
Со временем и в каменных постройках повторяется деревянная каркасная конструкция.
Ворота, и те приобрели в Китае каркасный вид.
В Японии они еще более упростились и стали основой знаменитых священных ворот.