Учитель истории Зинкевич Ольга Петровна
Цель урока : подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно - следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Вводная беседа и сообщение цели урока. Основная часть : Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли. Работа с картой Составление логической схемы по теме урока Работа с документом. Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.
Объяснение места темы о городах в общем разделе ( города – центры ремесла и торговли ): Какой способ земледелия был распространен у франков ? ( трехполье ). Какие орудия труда они применяли ? Что такое натуральное хозяйство ? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья ? Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства ? Были ли города в Древнем мире ? ( учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города : в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим ) Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами ?
Объясните, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба ? Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла ? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве ?
Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком - либо занятии ?
К чему привели успехи в сельском хозяйстве ? ( рост урожая излишки продуктов ). Что из этого вытекает ? ( излишки продуктов меняют на ремесленные изделия ). Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием ? ( нет ) К чему это привело ? ( ремесленник занялся только ремеслом ). Появляются в деревне « умельцы ». Где они берут продукты питания ? Какой можно сделать вывод ? ( ремесло отделяется от сельского хозяйства ) « Умельцы » начинают уходить из деревень.
Как вы думаете, куда ремесленники уходят ? ( к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла ).
Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте ? ( постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников ).
Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь ? ( крепостные стены )
Найдите на карте города с такими окончаниями ? Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.
Успехи в сельском хозяйстве и ремесле Выделение « Умельцев » Уход « Умельцев » из деревни Отделение сельского хозяйства от ремесла Поселение ремесленников отдельно в удобном месте Возникновение городов
Чтение документа о возникновени и города Брюгге. Почему люди стали селиться у моста ? Кто были первыми поселенцами ?
Тест. 1. В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов ? 1. IX-X 2. X-XI 3. XI-XII 2. Какова причина появления новых городов ? 1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли. 2. Укрепление феодального землевладения. 3. Войны между государствами. 3. Где появлялись города ? 1. На пересечении торговых путей. 2. У мостов и морских гаваней. 3. У стен больших монастырей и замков феодалов 4. Верно все, что указано. 4. Почему горожане огораживали город рвом и валом ? 1. Для защиты от нападений врагов. 2. Чтобы обозначить границы города. 3. Для защиты от сглаза завистников