МАСТЕР-КЛАСС «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ» Варова Т. И., методист, преподаватель кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО 2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА Мастер-класс – форма обучающего занятия, проводимая профессиональным специалистом или человеком, чей уровень знаний и умений в какой-либо области педагогической деятельности значительно выше, чем у окружающих. Основной принцип организации мастер-класса: «показать не только то, что я достиг, но и как я это делаю».
Первый ориентир для ведущего мастер-класса: реализуйте возможности контакта. Контакт - это: - с одной стороны, средство признания факта существования другого, - с другой стороны, средство, позволяющее «мастеру своего дела» удостовериться в позитивности и значимости собственных идей.
Второй ориентир связан с учетом двух основных типов общения (видов): речевого (вербального) и неречевого (невербального) в ходе выступления на мастер-классе. При подготовке к выступлению важно оценить: точность употребления фраз, правильность произношения понятий и терминов, выразительность речи; невербальные средства общения: мимика, взгляд, жесты, позы и расстояния в пространстве.
ТИПЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Третий ориентир - определение типа выступления на мастер-классе. Информационное сообщение Проблемно- дискуссионное сообщение Агитационное сообщение
Тип выступления Информационное - объясняет ту или иную позицию Агитационное – убеждает что-то делать (приводя доводы), активизируя слушателей к действию. Оно воодушевляет и вдохновляет слушателей. Проблемно- дискуссионное освещает различные точки зрения на заранее выбранную тему.
Ориентир четвертый – ориентация на диалог.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ Инновация педагогическая (нововведение): 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ Классификации педагогических инноваций: по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие, дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методик, технологий, программ и пр.).
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Повышение психолого-педагогических знаний Университет педагогических знаний Лекции, семинары, практикумы Конференции Открытые уроки и классные мероприятия Индивидуальные тематические консультации Творческие группы, группы по интересам, клубы
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Родительские собрания Организация кружков, секций,клубов Совместные творческие дела Помощь в укреплении материально-технической базы Родительский патруль Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Вовлечение родителей в управление школой Совет школы Комитет общественного контроля Классные советы Классные родительские комитеты Совет содействия семье и школе Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Как пригласить родителей на собрание? Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей. Звонок по телефону. Использование дружеских связей родителей. Индивидуальное приглашение с указанием темы собрания. Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте. Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению. Стихотворная открыточка. Приглашение с помощью родительского комитета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Как начать собрание и расположить родителей к разговору? Использование цитат, эпиграфов; оформление доски. Приветствие родителей. Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка). Знакомство родителей с проблемой и регламентом. По-особому (необычно) рассадить родителей. Выставка творческих работ учащихся. Реклама педагогической литературы. Видеоролик о жизни класса или выступление детей. Результаты анкетирования учащихся, родителей. Работа родительского комитета. Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания. Радость от общения с родителями и их детьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Нетрадиционные формы проведения родительского собрания: «Педагогический ринг» (столкновение мнений детей и роди телей: каким быть родителю, каким быть ученику). Собрание-диспут. Деловая игра. Родительские конференции по обмену опытом воспитания. Конференция отцов. Итоговые совместные собрания детей и родителей. Собрания-чаепития за «круглым столом». Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля. Презентация семейного воспитания. Пикник.
Выступление классного руководителя: С хорошего начать и хорошим закончить. Выдать оценки, советы и рекомендации для родителей (на листах). О плохом сказать в общем, не называя фамилий. Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др. Наградить родителей грамотами. Создать психологический портрет ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям. Представить детей по номинациям. Проанализировать дела с отметкой каждого учащегося
Решение педагогической ситуации Алгоритм анализа педагогической ситуации Характеристика педагогической системы Выявление объектов и субъектов воспитания. Характеристика взаимоотношений субъектов. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач Алгоритм анализа педагогической ситуации Характеристика педагогической системы Выявление объектов и субъектов воспитания. Характеристика взаимоотношений субъектов. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач
Решение педагогической задачи Алгоритм решения педагогической задачи Выдвижение гипотезы Выбор оптимального варианта действий педагога Детализация Анализ предполагаемых результатов