МОУ Сосновская СОШ 1 Учитель биологии Кинзбурская Татьяна Васильевна
Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных и практических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, Повышает качество обучения, Усиливает практическую направленность преподавания, Способствует развитию познавательной активности учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности.
Лабораторные работы Исследовательского плана Практической направленности : Решение задач ; Вычерчивание вариационной кривой …
Фронтальные ( для всего класса ) Групповые ( каждая группа имеет общее задание )
Подготовить задания на выполнение лабораторной работы в виде карточек ; Подготовить инструкции для каждой работы, в которой указывается название работы, перечень используемого оборудования и порядок проведения работы ; Провести предварительный инструктаж перед каждой работой, т. е. объяснить учащимся цель работы и порядок ее оформления в тетради ; После завершения работы провести обобщающую беседу и сделать выводы.
Цель работы : в ходе практической работы сформировать понятие о морфологическом критерию. Оборудование : пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, тетрадь для записей. Изучаемые объекты : гербарные и живые растения различных видов лиственных и хвойных пород. Ход работы ( может быть 2 варианта ) 1. Внимательно рассмотрите растения двух видов лиственных ( хвойных ) пород одного рода. 2. В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опишите признаки изучаемых вами растений. 3. Проведите их сравнение, результаты наблюдений запишите в таблицу. 4. К каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев ?
признакиНазвание видов (1) Название видов (2) Выводы по результатам сравнения Какой видовой критерий характеризуют Особенности строения побегов Длина и ширина лиственной пластинки ( хвойных игл ) Название и описание плодов ( форма шишки )
Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий. Установление видовой принадлежности возможно лишь при учете всех критериев вида.
Цель : показать, что химические процессы в клетках имеют ферментативный характер, ферменты в мертвых клетках разрушаются Объект изучения : веточка элодеи, кусочки сырого и вареного картофеля. Оборудование : микроскоп, штатив с пробирками, препаровальные инструменты, чашка Петри лоток для раздаточного материала. Реактивы : раствор пероксида водорода.
1. Приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть его под микроскопом. 2. Капните на микропрепарат немного пероксида водорода и еще раз рассмотрите его в микроскоп, что вы наблюдаете ? 3. В одну пробирку поместите кусочек сырого картофеля, а в другую вареного и налейте немного пероксида водорода. Что вы наблюдаете ? 4. Ответьте на вопросы : что представляют из себя ферменты ? Какова их роль в клетке ? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается ? 5. Запишите в тетрадь вывод о строении и условиях функционирования клеточных ферментов.
Лабораторные работы учитывают методические задачи темы конкретного урока Допускают разный уровень обучения в зависимости от прошлого познавательного опыта, интересов и склонностей учащихся Лабораторные работы разного уровня позволяют реализовать личнотно - ориентированный подход в обучении.
Раздел курса биологииКоличество лабораторных работ Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 28 животные 13 Человек и его здоровье 15 Общая биология 7