МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИН Работу выполнил Дараган Иван, уч-ся 9 класса ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва Руководитель Данченко Елена Викторовна
В 1826 году Пушкин томился после южной ссылки в Михайловском, в напряженном ожидании разрешения своей судьбы, когда пришла трагическая весть о смерти давней возлюбленной поэта Амалии Ризнич. Еще большее впечатление произвело на поэта известие о казни пятерых декабристов, духовно близких ему людей Идея противостояния человека и мира, личности и общества, стремление утвердить свое представление о предназначении человека, пусть даже ценой преступления, и безжалостная месть реального мира за нарушение установленного порядка предопределили замысел «маленьких трагедий».
Пушкин реализовал замысел Маленьких трагедий" осенью 1830 г. в Болдино. Среди источников вдохновения - и литературный, и исторический, и мифологический материал, и контекст живой культуры 1820-х гг. "Скупой рыцарь" опирается на богатейшую литературную традицию изображения скупости, восходящую к Плавту (III-II в. до н. э.) и получившую свое классическое выражение в "Скупом" Мольера ("L'avare", 1668). Непосредственными источниками "Каменного гостя" послужили комедия Мольера "Дон Жуан" ("Don Juan, ou le Festin de Pierre", 1665) и опера Моцарта "Дон Жуан" ("Don Juan", 1787) Сюжет "Моцарта и Сальери" был почерпнут Пушкиным не столько из печатных источников, сколько из устного общения: слухи о том, что Сальери признался в отравлении Моцарта, возникшие после попытки самоубийства Сальери в 1823 г., с новой силой вспыхнули сразу после его смерти (1825). "Пир во время чумы" является перевoдoм (порой очень точным) фрагмента "Города чумы" Вильсона.
Моцарт и Сальери В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт – враг, для Моцарта Сальери – друг. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? …Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь, я знаю, я. Одаренность Моцарта "от Бога", феноменальна, ему все дается легко. Слава Сальери добыта неустанным трудом. Музыка для него – ремесло. Что гнетет сердце Сальери?
Моцарт и Сальери «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» Сначала эти слова произносит Моцарт, а потом, в финале, Сальери. В этих словах главная мысль произведения. Бросив яд в бокал Моцарта Сальери вынужден признать, что он – не гений!
А вспомните пламенные строки Пушкина: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы! Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. Между судьбами Моцарта и Пушкина много общего: Оба рано начали писать, добились грандиозных успехов в разных жанрах музыки и литературы Оба прошли тернистый путь: испытали периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе. Короткой была их жизнь. Моцарт прожил 36 лет, Пушкин – 37. За небольшой период времени создали огромное количество шедевров, обоим присуще обострённое чувство собственного достоинства. Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе». Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи. Пушкин пишет о человеке, судьба которого – это как бы его судьба. «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе.
Скупой рыцарь В центре сюжета конфликт двух героев, отца (Барона) и сына (Альбера). Оба принадлежат к французскому рыцарству, но к разным эпохам его истории. Оба действуют как бы по-рыцарски: сын не соглашается тайно отравить отца, но уже не брезгует убить его на поединке, который останавливает лишь вмешательство Герцога.
Скупой рыцарь …Ужасный век, ужасные сердца! Барон готов унижаться и лгать, лишь бы не оплачивать расходы сына. Ради накопления денег он терпит лишения, но золото, ради которого побеждены страсти, само становится страстью и побеждает «рыцаря» И финальное восклицание Герцога над телом внезапно умирающего Барона в равной мере относится к обоим героям
И в этом сюжете есть параллель с личной жизнью Пушкина: общеизвестная скупость отца поэта и финансовые затруднения накануне женитьбы наложили свой отпечаток на психологию героев «Скупого рыцаря»
Опыт собственного сердца Пушкин передал и Гуану, и Командору. Каменный гость Сложные взаимоотношения поэта с невестой, его неоднократное сватовство придают дополнительный смысл «Каменному гостю»
В споре Священника с Вальсингамом слышен отголосок поэтического диалога Пушкина с митрополитом Филаретом о смысле жизни. Пир во время чумы Но автобиографические подробности важны здесь не сами по себе: вводя их в свои трагедии, Пушкин признает свою личную причастность тому европейскому наследию, которое к началу ХIХ в. стало и русским.
Поставив героев в пограничную ситуацию выбора ими жизненного пути, Пушкин проникает в самые глубины человеческой психологии, заставляет нас задуматься о наших поступках, о том зачем и как мы живем. Поэтому «Маленькие трагедии» будут вызывать неизменный интерес еще многих поколений читателей.
Презентацию подготовил Иван Дараган класс 9-м СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Материал: ru.wikipedia.org yandex.ru