Слова-окказионализмы. Уместно ли их употребление в сказе Н. С. Лескова «Левша»? Автор: Хамдамова Марина, НОУ школа-интернат 24 ОАО «РЖД», 6 б класс ОАО «РЖД», 6 б класс Руководитель: Гиннэ Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Из воспоминаний Иннокентия Федоровича Анненского: Левша у вас хорош или плох? Левша у вас хорош или плох? Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Вы за народ или против народа? Вы за народ или против народа?
Комический герой – 7; Трагический герой Комический герой – 7; Трагический герой Восхищается – 24; Посмеивается – 4. Посмеивается – 4.
Результаты интернет-опроса ( 7.4% - Отечественная марка автомобиля 7.4% - Отечественная марка автомобиля 92,6% - Зарубежная марка автомобиля 92,6% - Зарубежная марка автомобиля
Словарь: Окказионализмы - (от лат. occasio – случай) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы - (от лат. occasio – случай) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
Объект исследования: окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша» Объект исследования: окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша» Предмет исследования: лексическое значение окказионализмов и способы их образования. Предмет исследования: лексическое значение окказионализмов и способы их образования.
Цель работы: изучение и описание основных художественных функций окказионализмов. Цель работы: изучение и описание основных художественных функций окказионализмов.Задачи: Найти окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша»; Найти окказионализмы в сказе Н. Лескова «Левша»; Провести словообразовательный анализ авторских слов; Провести словообразовательный анализ авторских слов; Определить их роль в тексте; Определить их роль в тексте; Составить словарь окказионализмов. Составить словарь окказионализмов.
Приемы исследования: Сбор информации по данной теме из различных источников; Сбор информации по данной теме из различных источников; Изучение и анализ литературы по данной теме; Изучение и анализ литературы по данной теме; Анкетирование учащихся; Анкетирование учащихся; Обобщение материала в форме составления толкового словаря окказионализмов, используемых Н. Лесковым в сказе «Левша». Обобщение материала в форме составления толкового словаря окказионализмов, используемых Н. Лесковым в сказе «Левша».
Император Александр I Павлович Император Николай I Павлович
Укушетка Свистовые Долбица Аболон полведерский Мерблюзьи Керамиды Верояции Нимфозория Пубель Ногавки Тугамент Дансе Публицейские Буреметр Твердиземное море мелкий микроскоп студень пудинг клевета фельетон
Всего слов – 7054; из них окказионализмов – 51.
Функция окказионализмов в сказе: 1. Подчеркнуть значимость русских умельцев и их производства; 1. Подчеркнуть значимость русских умельцев и их производства; 2. Обратить внимание на то, что русские могут делать не только не хуже, а даже лучше, чем заграничные мастера; 2. Обратить внимание на то, что русские могут делать не только не хуже, а даже лучше, чем заграничные мастера; 3. Показать необходимость решения проблемы с безграмотностью русского народа и обеспечением хороших условий для труда. 3. Показать необходимость решения проблемы с безграмотностью русского народа и обеспечением хороших условий для труда.