А. С. Пушкин «Медный всадник»
А. С. Пушкин назвал свое произведение « Медный всадник », потому что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает памятник в поэме так : В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. … неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался … Ужасен он в окрестной мгле ! Какая дума на челе ! Какая сила в нём сокрыта … О, мощный властелин судьбы ! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы ? Памятник Петру I в Петербурге – это работа французского скульптора Фальконе.
« Высочайший цензор » Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике : « Мне возвращен Медный всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи : « И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова », - вымараны. Во многих местах поставлен вопрос ». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы ; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием « Петербург ». Отрывок из поэмы в журнале « Библиотека для чтения ». « Медный всадник » был напечатан лишь после смерти Пушкина в « Современнике » 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского ( самой существенной было устранение центрального эпизода – « бунта » Евгения против « самодержавного великана », что резко исказило основной смысл « петербургской повести »). Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
В поэме, по существу, два главных героя : молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить : На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн … Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит ? … Узнать не может. Вид ужасный ! Все перед ним завалено ; Что сброшено, что снесено … Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина : Вот место, где их дом стоит ; Вот ива. Были здесь ворота, Снесло их, видно. Где же дом ? Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью : кто - то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда - то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной. Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре. Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога.
Образ Петра преувеличен здесь до последних пределов. Это уже не только победитель стихий, это воистину " властелин Судьбы ". Своей " роковой волей " направляет он жизнь целого народа. Железной уздой удерживает он Россию на краю бездны, в которую она уже готова была рухнуть Мы понимаем это место так : Россия, стремительно несясь вперед по неверному пути, готова была рухнуть в бездну. Ее " седок ", Петр, вовремя, над самой бездной, поднял ее на дыбы и тем спас. Таким образом, в этих стихах мы видим оправдание Петра и его дела. Другое понимание этих стихов, толкующее мысль Пушкина как упрек Петру, который так поднял на дыбы Россию, что ей осталось " опустить копыта " только в бездне, - кажется нам произвольным. Отметим кстати, что во всех подлинных рукописях читается " поднял на дыбы ", а не " вздернул на дыбы ". И сам поэт, охваченный ужасом перед этой сверхчеловеческой мощью, не умеет ответить себе, кто же это перед ним.
А. С. Пушкин любит Петербург : « Люблю тебя, Петра творенье …» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. Эпитеты : воинственную живость ; строгий, стройный вид ; прозрачный сумрак, блеск безлунный ; однообразную красивость … Метафоры : не пуская тьму ночную на золотые небеса ; сиянье шапок этих медный ; красуйся, град Петров ; юный град … вознесся пышно, горделиво …; Олицетворения : взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует ; Метонимия : сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе … Анафора : Люблю тебя, Петра творенье ; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье …; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз …; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей …; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром …
Художественные достоинства поэмы трудно переоценить. Читатель почти физически ощущает эту жуткую разбушевавшуюся стихию, а в финале поэмы слышит цоканье копыт по мостовой. Поэма гармонично законченная, целостная картина торжества и тревоги, сплав противоречий нашей жизни и своего рода пророчество : « узда железная » еще долго будет висеть над Россией.
^_^