Пьянкова С. Д., Бровко Е. Б. Кафедра психогенетики, факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Лаборатория онтогенеза индивидуальных различий, Психологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура личностных показателей: соотношение самооценок и представлений близких людей Баскаева О.В. Психологический институт РАО.
Advertisements

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: средовые причины индивидуальных различий А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, О.С. Алексеева МГУ им. М.В. Ломоносова Молекулярно-генетический.
Влияние порядка рождения и состава семьи на развитие эмоционального интеллекта А.А. Панкратова МГУ имени М.В. Ломоносова Факультет психологии, кафедра.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
КАБАЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психологическое здоровье: путь к успеху (дисциплина по выбору для студентов 3 курса всех направлений подготовки бакалавров) Старший преподаватель кафедры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.
Степень интернализации как характеристика индивидуальной религиозности Курсовая работа студента 4 курса Титова Романа Сергеевича Научный руководитель д.пс.н.,
Исследовательская работа Копинг-поведение и его связь с личностными особенностями подростков из разных социальных слоев Николаева Анастасия МГППУ, 5 курс.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Адаптация.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Индивидуально-ориентированная система обучения – средство сохранения психологического здоровья учащихся Сверкунова М.С.
Работу выполнила Студентка гр.И-121 Шувалова Ольга.
Тревожность как психологическая проблема у детей младшего школьного возраста Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Автор:
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический.
Дисперсионный анализ Врач-ординатор: Чайкисов Ю.С. Иркутский Государственный Медицинский Университет Кафедра Факультетской терапии Иркутск 2007 г.
Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем притязаний Выполнила: Колесников И.Ю Руководитель: Замула А.А г.
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ.
Методы диагностики эмоционально го интеллекта подростков Ожогина Елизавета Михайловна, педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ 13 МО.
Транксрипт:

Пьянкова С. Д., Бровко Е. Б. Кафедра психогенетики, факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Лаборатория онтогенеза индивидуальных различий, Психологический институт РАО

Проверялась гипотеза о связи порядка рождения со структурой связей невротизма и ряда психологических характеристик, описывающих особенности саморегуляции, стратегий совладания со стрессом, уверенности в себе, удовлетворенности жизнью, эмоционального реагирования.

Мужчины в возрасте 16–23 лет, курсанты высшего военно - учебного заведения г. Москвы (N = 405). Испытуемые были разбиты на три подгруппы : родившиеся первыми, родившиеся вторыми дети из двухдетных семей, единственные дети в семье. Значимых межгрупповых различий в показателях невротизма не обнаружено ( однофакторный ANOVA; F = 0,769, p = 0,464).

Проводился факторный анализ данных каждой из подгрупп ( метод главных компонент, варимакс - вращение с нормализацией Кайзера ). Рассматривались все факторы с собственным значением, превышающим 1 ( критерий Кайзера ). Факторные решения ( от 12 до 14 факторов ) объясняли 68,6–80,5% суммарной дисперсии.

Показатели невротизма и экстраверсии ( чем выше невротизм, тем ниже экстраверсия ) объединились в один фактор : с показателями тревожности, фрустрированности и ригидности ( по опроснику самооценки психических состояний Г. Айзенка ), с показателями эмоционального интеллекта MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Более высокий уровень невротизма связан с низким уровнем развития различных составляющих эмоционального интеллекта.

Факторные решения в двух подгруппах – первых и вторых по порядку рождения детей – имели как сходство, так и различия.

В обоих случаях показатель невротизма вошел в соответствующий фактор с высокой факторной нагрузкой : 0,71 и 0,65 для первых и вторых детей в семье соответственно.

Факторная структура в подгруппах и первых, и вторых по порядку рождения детей включает показатели : шкалы « Моделирование » Опросника сознательной саморегуляции поведения В. И. Моросановой ; опросника Волевого самоконтроля А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана ; опросника CISS в русскоязычной адаптации Т. Л. Крюковой ( особенности копинг - поведения в стрессовых ситуациях ); опросника уверенности в себе (Self-efficacy) в российской адаптации О. Л. Гозман ; шкалы « Направленность на других » Опросника самомониторинга М. Снайдера ; шкалы « Самонаправленность » Опросника темперамента и характера Р. Клонингера (TCI-125).

По некоторым показателям Опросника Клонингера между группами выявлены различия, характеризующие качественные особенности темперамента и характера первых и вторых детей в семье.

В подгруппе первых в семье детей с невротизмом связаны показатели шкал Опросника Клонингера « Избегание вреда » ( чем выше невротизм, тем больше проявляются неуверенность и тревожность при адаптации к новым людям и ситуациям ) и « Сотрудничество » ( ниже самодостаточность – выше невротизм ).

В подгруппе вторых по порядку рождения детей с невротизмом связаны показатели Опросника Клонингера « Трансцендентность Я » ( чем выше невротизм, тем выше показатели по этой шкале, связанной с внерациональными способами осуществления саморегуляции и самоподдержки в трудных социальных ситуациях ).

Выявленные различия можно отнести к особенностям способов совладания с трудными ситуациями, которые используются детьми с разным порядковым номером рождения.

Только в подгруппе первых в семье детей в один фактор с невротизмом входят показатели : Опросника одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона – чем более сильно ощущается одиночество, тем выше невротизм ; опросника HAKEMP-90 ( в адаптации С. Шапкина ) « Уровень контроля за действием при планировании » и « Уровень контроля за действием при неудаче » – чем ниже уровень контроля, тем выше невротизм ; теста Смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева – отсутствие целей, неудовлетворенность собственной жизнью сочетаются с повышением уровня невротизма ; однополюсные с невротизмом характеристики тревожности и фрустрированности ( по опроснику самооценки психических состояний Г. Айзенка ) и общего уровня здоровья (GHQ-12).

Высокий невротизм в подгруппе единственных детей связан с повышенной тревожностью, фрустрированностью, ригидностью ; пониженными экстраверсией и эмоциональным интеллектом. Структура включающего невротизм фактора в подгруппах неединственных детей из двухдетных семей совершенно иная сравнительно с выборкой единственных детей и включает показатели, отражающие различные аспекты саморегуляции, волевого контроля, самомониторинга и общей уверенности в себе.

В целом результаты свидетельствуют о том, что в обеих подгруппах неединственных детей повышение уровня невротизма связано с недостаточной адекватностью процессов социальной адаптации, саморегуляции и совладания со стрессом.

В подгруппе первых в семье детей сравнительно со вторыми фактор « невротизма » включает в себя большее количество характеристик, описывающих такие личностные особенности, как неудовлетворенность жизнью, чувство одиночества, тревожность, фрустрированность и пониженная самооценка собственного здоровья.

По полученным данным, в двухдетной семье первых по порядку рождения детей в сравнении со вторыми можно описать как людей, испытывающих более разнообразные и дифференцированные воздействия, связанные с проявлениями невротизма.