Звуковое строение стихов Пушкина и Тукая Пушкин... Тукай... Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Тукай! На небосклон мировой поэзии он взошёл крупной и яркой звездой, и, запрокинув голову, сразу увидишь эту звезду в созвездии Пушкина. Почему именно Пушкина? А потому, что очень многое роднит этих поэтов разных времён и разных языков.
Цель исследования: Исследование наиболее употребляемых языковых средств (фонетических) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются творения Пушкина и Тукая. Задачи исследования: 1.Дать сведения о выразительных фонетических средствах на примере их употребления в текстах Пушкина и Тукая. 2.Сопоставить тексты (отрывки) произведений на русском и татарском языках, чтобы выявить закономерности использования языковых средств. 3. Понаблюдать над звуковой, интонационной организацией поэтических произведений Пушкина и Тукая; привести примеры использования в поэтических произведениях такого средства художественной изобразительности, как анафора.
- АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. ЭВФОНИЯ (греч. euphoia, от eu хорошо, приятно, и phoe звук). Благозвучие слов, удачный подбор звуков, гармоническая последовательность гласных и согласных. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка). ЭВФОНИЯ
А.С.ПушкинГ.Тукай Освободил он мысль мою... «Друзьям» Будить мечту сердечной силой... «Прощанье» В тени олив любви лобзанья... «Для берегов отчизны дальней…» Подобный ветреной Венере... «Евгений Онегин» М ә др ә с ә бар иде бер Таз малай,- Бик шаян, шуклык бел ә н м ө мтаз малай... Таз Юк яшеллекл ә р х ә зер,урман в ә сахра сап-сары... Чыршы Урта бармак буйлыгы бар ма ң лаенда м ө гезе... Ш ү р ә ле
А.С.ПушкинГ.Тукай И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута и стихи свободно потекут. «Осень» К ө з к ө нене ң кышка каршы,со ң гы чагында... Тел әү бетте Тынма, торма тик,тынса ң тынарсы ң җ омга к ө н... Эш
А.С.ПушкинГ.Тукай Гордись, гусар ! Но помни вечно, Что всё на свете скоротечно Летят губительны часы, Румяны щеки пожелтеют, «Усы» Вот, вот могучий вождь полунощного флага, Пред кем морей пожар и плавал и летал. Вот верный брат его, герой Архипелага, Вот наваринский Ганнибал. «Воспоминания в Царскосельском Селе» К ү з карашы ң нан керер җ ир тапмасынчы,кер, рия... М ө х ә ррирг ә Ташлап т ү б ә н д ө нья уйларын... Милли мо ң нар К үң ле калган к ө л-к ү мерг ә ә йл ә неп, хиссезл ә неп... Со ң ра Йоклый йолдыз шул т ү б ә нлект ә, озын т ө шл ә р к ү реп М ә х ә бб ә т ш ә рхе
А.С.ПушкинГ.Тукай Умолкну скоро я. Но если в день печали Задумчивой игрой мне струны отвечали; Но если юноши, внимая молча мне, Дивились долгому любви моей мученью ; «Умолкну скоро я» Хозяйка хмурится в подобие погоде... «Зима.Что делать нам в деревне…» Китте кушкан җ ирг ә, атлап адымын ире-ире... Б ә йр ә м б ү ген Агачлар астына сыгъна балалар барчасы берг ә... Җә й к ө ненд ә Кем к ө л ә, кем кычкыра, һ ичбер ө зексез шау да шау... Картлар
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры «Зимнее утро» Скажи, как падает письмо из-за решетки, Как златом усыплен надзор угрюмой тетки; Скажи, как в двадцать лет любовник под окном Трепещет и кипит, окутанный плащом. «К вельможе» Шүрәле Бу Җегет абзаң булыр бу,бик белеп тор син, энем! Урта бармак буйлыгы бар маңлаенда мөгезе... Гадәтем: ялгыз кешеләрне кытыклап үтерәм... Истән чыкмый монда минем күргәннәрем, Шатлык белән уйнап гомер сөргәннәрем... Туган авыл
Подобных примеров можно привести произвольное количество: каждый стих Пушкина и Тукая, за очень, очень редкими исключениями, есть яркий пример. Обращение к произведениям великих поэтов дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются творения двух великих поэтов. Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, приближает к разгадке авторского замысла, позволяет увидеть неповторимое своеобразие языка Пушкина и Тукая.