1 В мире кодов
2 Передаваемая информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, т.е. требуется разработка кода. Код Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование Кодирование – это формирование представления информации с помощью некоторого кода.
3 Наскальные рисунки древних людей
4 Язык жестов Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Одобрение или неодобрение Поднятая вверх рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.
5 Другие примеры: 1. Дорожные знаки 2.Свой код из шести цифр – почтовый индекс – имеет каждый населенный пункт.
6 3. Код используется для оценки знаний в школе Число «5» - код отличных знаний; «4» - код хороших знаний, «3» - удовлетворительных, «2» - плохих.
7 4. С помощью нотных знаков записывается – кодируется любое музыкальное произведение. 5. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.
8 В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации, или код для слепых. Буквы этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги.Одна буква занимает два столбика, в каждой из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди различают буквы и могут читать. АБ
9 В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Так, каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Пример 1: «7» Пример 2: Слово «луна» =
10 А И Р Ш Б Й С Щ В К Т Ъ Г Л У Ы Д М Ф Ь Е Н Х Э Ж О Ц Ю З П Ч Я пробел
11 Простейшую кодовую таблицу можно составить, если поставить в соответствие каждой букве алфавита её порядковый номер: Тогда скороговорка ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ в закодированном виде будет выглядеть так: АБВГДЕЁЕЁ ЖЗИЙКЛМНОП РСТУФХЦЧШЩЫЬЪЭЮЯ
12 Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после нее буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. В этом случае исходное сообщение: АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ примет вид: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ
13 Сэмюэль Морз, 19 век Длинный сигнал (тире) Короткий сигнал (точка) Отсутствие сигнала (пауза)
14 А*- И ** Р *-* Ш ----1* * Б-***Й*---С***Щ--*-2** В*--К-*-Т- 3***-- Г--*Л*- ** У**-Ы-*--4**** - Д-**М--Ф**-*Ь, Ъ -**-5**** * Е*Н-*Х****Э***- *** 6- **** Ж***-О---Ц-*-*Ю**--7--*** З--**П*--*Ч---*Я*-*-8---**
15
16 Задание: Закодируйте свое имя в двоичном коде, алфавитном коде, кодом замены и с помощью азбуки Морзе. Двоичный кодАлфавитный кодКод заменыАзбука Морзе И й** Р С*-* А Б*-
17 Формы представления информации Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется. Существует три основных способа кодирования информации: -графический; -числовой; -символьный Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.
18 Рисунки, схемы, чертежи, графики – графические формы представления информации. Метод координат – это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
19 Метод координат используется в игре «Морской бой». Вот ее правила: В игре участвуют двое. Каждый игрок на листе бумаги в клетку чертит два квадрата размером 10Х10 клеток. Слева клетки квадратов помечаются цифрами, снизу – буквами. В одном из квадратов каждый игрок размещает в тайне от противника, свои корабли: 1 четырехпалубный, 2 трехпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Корабли не должны соприкасаться ни по стороне, ни по углу. Другой квадрат остается чистым для кораблей противника, местонахождение которых нужно угадать. Подготовив листы, игроки начинают активно обмениваться «залпами»: Б1, А4 и т.д.
20 Задания для самостоятельной работы: 1. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось Как зовут мальчика? 2. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения: А) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл; Б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
21 3. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами: 1(2,6), 2(6,6), 3(11,7), 4(11,4), 5(6,2), 7(4,9), 8(9,9), 9(3,2), 10 (3,4), 11(5,4), 12(5,2). Соедините точки: После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
22 4. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4,1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 6(4,7), 7(3,7), 8(5,9), 9(7,7), 10 (6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1). Отметьте эти точки на координатной плоскости, за затем соедините их отрезками в последовательности: Что получится?