Фрустрация и тревога как эмоциональное состояние. Работу выполнили: Артюхова Т., Базанова С., Зверева Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Advertisements

Эмоции человека 1. Определение Эмоция ( от лат. emoveo потрясаю, волную ) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Эмоциональная сфера личности. Эмоции – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Чувства и эмоции
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Транксрипт:

Фрустрация и тревога как эмоциональное состояние. Работу выполнили: Артюхова Т., Базанова С., Зверева Л.

К эмоциональным состояниям относят настроения фрустрации стрессы

Настроение - эмоциональное самочувствие человека, влияющее на все его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени.

Стресс Каждая работа сопровождается напряжением. Такое напряжение Г. Селье назвал стрессом. Если стресс длительное время нервное или соматическое заболевание.

Тревога Источники тревоги: рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем, новые требования среды могут обнаружить несостоятельность.

Тревога - результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса. Угроза - центральный элемент тревоги, обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

С возникновением тревоги связывают: усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации ! В отличие от боли, тревога сигнал опасности, которая еще не реализована.

тревога лежит в основе любых (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Психологическое и психопатологическое значение тревоги Тревога выступает 1) как основное слагаемое различных психопатологических синдромов, 2) как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления.

Разграничение тревоги и страха (К. Ясперс) тревога ощущается вне связи стимулом («свободно плавающая тревога»), страх соотносится с определенным стимулом и объектом

Тревожный ряд - включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги. 1. Ощущение внутренней напряженности - отражает наименьшую интенсивность тревоги, служит сигналом, имеет наиболее адаптивное значение.

2. Гиперестезические реакции. - сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Нейтральные стимулы приобретают значимость, привлекают внимание, при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску.

3.Собственно тревога. - центральный элемент ряда, который проявляется ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности (немотивированная, свободно плавающая тревога).

4. Страх - Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие связи ее с определенным объектом, невозможность конкретизировать ощущаемую угрозу делают невозможным и какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы.

5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. - Нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, с определенной ситуацией

6. Тревожно-боязливое возбуждение. - представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревожный ряд в порядке нарастающей тяжести : ощущение внутренней напряженности гиперестезические реакции собственно тревога страх ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы тревожно-боязливое возбуждение.

Итог: 1)все феноменологические проявления тревоги могут отмечаться при участии одних и тех же гипоталамических структур, 2) возникать в этом случае независимо от личностных особенностей, 3)сменять друг друга при изменении тяжести тревожных расстройств. Все это свидетельствует в пользу представлений о единой природе тревоги.

Состояние фрустрации!!! Состояние фрустрации тяжело переживают и человек, и весь коллектив, в котором он находится. Основная причина фрустраций - плохая выносливость в борьбе с жизненными трудностями.

Понимании самого термина фрустрация. 1)frustration - расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

2)Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности» С. Розенцвейгом

3) фрустрация результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. (Браун и Фарбер ) 4) фрустрация конфликт между двумя тенденциями: той, которая относится к типу связи «цель реакция», и той, которая возникла под влиянием интерферирующих условий (Лоусон)

Таким образом,фрустрация состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

В применении к животным: фрустрация состояние животного, выражающееся в характерных реакциях и вызываемое трудностями, которые возникают на пути к удовлетворению биологических потребностей.

Так, Майер считает, что поведение животного или человека зависит от двух потенциалов: 1)«репертуар поведения», определяемый наследственностью, условиями развития и жизненным опытом. 2) избирательные или отборочные процессы и механизмы.

можно ли считать фрустрацию ничем не мотивированной?????? Если под ней понимать, как этого хотят, Чайльд и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер или обструкцию), то возможно одно из двух: или этот барьер преодолевается, и поведение будет не просто мотивированным, но и мотивированным разумно, или барьер вызывает нецелесообразное, а иногда и, действительно, деструктивное поведение.

Психическое состояние, вызываемое фрустратором несомненно стоит в зависимости от типа этого фрустратора. С. Розенцвейг выделил три типа таких ситуаций.

1)отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения» 2) потери 3) конфликт

Существуеют случаи, когда фрустраторы не вызывают фрустрацию. Толерантность, т.е. терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов.

Существуют разные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок. Т Толерантность может быть выражена в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

Есть попытка всякую агрессию истолковать как фрустрацию. На этой позиции, например, стоят Миллер, Мауэр, Дуб, Доллард Их теория фрустрации обычно так и называется теорией фрустрации агрессии.

Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Агрессия одно из ярко выраженных стенических или активных проявлений фрустрации. Майер типичным выражением фрустрации считают фиксацию - стереотипность, повторность действий.

К типичным для фрустрации реакциям некоторые психологи как, например, Баркер, относят также регрессию, понимая ее не обязательно во фрейдистском духе. Регрессия это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности, как той, которая блокируется, так и другой.

Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть а) типичными для характера человека, б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера и в) эпизодическими, преходящими.

Спасибо за внимание!!!