Алгоритм выполнения заданий С
LOGO С1 – С3. Из Постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» В журнале «Звезда» за последнее время... появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе... Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному». С1. Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период (атрибуция документа) С2. Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений). С3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех причин принятия данного постановления.
LOGO Алгоритм решения заданий С1 – С3 С1. Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период (атрибуция документа) Внимательно прочитать текст из исторического источника, обратить внимание на название и вид документа, автора текста. В задании С1 определить объект атрибуции: - хронологические рамки - название периода - фамилия руководителя СССР внимательно прочитать документ и выделить в нем слова и выражения, которые могут свидетельствовать о времени создания данного документа проанализировать и обобщить слова-подсказки, сформулировать краткий ответ : - хронологические рамки – 1945 – этот период можно назвать: А) первые годы после окончания Великой Отечественной войны; Б) апогей сталинизма (последние годы правления Сталина) В) начальный период «холодной войны» - руководитель СССР – И.В.Сталин
LOGO В задании С2 определить, какие сведения и в каком количестве требуется привести в ответе выяснить, на основе каких источников информации нужно обобщить и представить в ответе сведения: а) на основе анализа документа б) на основе контекстных знаний еще раз внимательно прочитать текст и выделит в нем ключевые слова, относящиеся к содержанию задания. Обобщить эти сведения и сформулировать краткие и четкие ответы. В этом задании требуется определить и обобщить обвинения в адрес журналов и писателей М.М.Зощенко и А.А.Ахматовой. - обвинения в адрес писателей М.М.Зощенко и А.А.Ахматовой: их произведения аполитичны, безыдейны, пусты и бессодержательны. Клевещут на действительность, они чужды советской литературе. - обвинения в адрес писателей М.М.Зощенко и А.А.Ахматовой: их произведения аполитичны, безыдейны, пусты и бессодержательны. Клевещут на действительность, они чужды советской литературе. - обвинения в адрес журналов «Звезда» и «Ленинград»: они постоянно печатали произведения «вредных советской литературе писателей» - обвинения в адрес журналов «Звезда» и «Ленинград»: они постоянно печатали произведения «вредных советской литературе писателей» - писатели и журналы отравляли сознание советской молодежи - писатели и журналы отравляли сознание советской молодежи С2. Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).
LOGO С3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех причин принятия данного постановления. В задании С3 определить, какие сведения и в каком количестве требуется привести в ответе В задании С3 определить, какие сведения и в каком количестве требуется привести в ответе выяснить. на основе каких источников информации нужно обобщить и представить в ответе эти сведения: выяснить. на основе каких источников информации нужно обобщить и представить в ответе эти сведения: а) на основе анализа документа а) на основе анализа документа б) на основе контекстных знаний б) на основе контекстных знаний в данном задании нужно использовать контекстные знания о времени, в которое создан данный документ. На основе этих сведений даются причины принятия Постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» формулируются в виде кратких, безоценочных положений: в данном задании нужно использовать контекстные знания о времени, в которое создан данный документ. На основе этих сведений даются причины принятия Постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» формулируются в виде кратких, безоценочных положений: после окончания войны под предлогом новой опасности советское государство взяло курс на ужесточение политического режима в стране; после окончания войны под предлогом новой опасности советское государство взяло курс на ужесточение политического режима в стране; началась еще более жестокая кампания по идеологической обработке общественного сознания с целью противодействия опасным взглядам и настроениям в советском обществе; началась еще более жестокая кампания по идеологической обработке общественного сознания с целью противодействия опасным взглядам и настроениям в советском обществе; была ужесточена цензура и возобновлены репрессии против неблагонадежных, инакомыслящих граждан СССР была ужесточена цензура и возобновлены репрессии против неблагонадежных, инакомыслящих граждан СССР
LOGO С 4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России во второй половине XVIIIв. (укажите не менее двух задач) Приведите примеры войн, походов и экспедиций второй половины XVIII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров)
LOGO Алгоритм решений заданий С4 Внимательно прочитать задание уточнить объект обобщенной характеристики (внешняя политика, направления реформ, проблемы, трудности, негативные последствия) и его конкретные признаки: время, место, участники, события, цели, результаты и т.п.; - назвать основные задачи внешней политики во второй половине XVIIIв указать, что и в каком количестве требуется назвать для характеристики этого объекта (теоретический этап работы) - указать не менее двух задач: завоевание выхода к Азовскому и Черному морям завоевание выхода к Азовскому и Черному морям разделы Речи Посполитой, борьба в составе коалиций с революционной Францией разделы Речи Посполитой, борьба в составе коалиций с революционной Францией
LOGO 2.3. указать, сколько примеров нужно привести для иллюстрации содержания характеризуемого объекта (фактологический этап работы) - не менее трех примеров: 1. Русско-турецкая война гг.; 2. Русско-турецкая война гг.; 3. Разделы Речи Посполитой в 1772г., 1791 г., 1795 г.; 4. Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова; 5. Средиземноморский поход русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова
LOGO С5 Ниже приведены две точки зрения на внешнеполитический курс периода перестройки: 1. Проведение внешнеполитического курса СССР в период перестройки привело к решению многих проблем в стране и в мире, оздоровило международные отношения. 2. Внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачева привела ко многим отрицательным последствиям для Советского Союза. Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
LOGO Алгоритм решений заданий С5 Внимательно прочитать задание 2.1.Уточнить проблему, конкретизировать ее признаки: время обсуждения, участники, ключевые понятия («холодная война», Великие реформы, нэп, перестройка и т.д.); - отношение к внешнему курсу СССР в период перестройки - отношение к внешнему курсу СССР в период перестройки 2.2. проанализировать альтернативные версии и выбрать одну из них для обоснования: - Я считаю, что первая точка зрения более предпочтительна…. - Я считаю, что первая точка зрения более предпочтительна… указать сколько аргументов требуется привести для аргументации выбранной точки зрения: - привести не менее трех фактов - привести не менее трех фактов 2.4. сформулировать положения в виде простых развернутых предложений, обосновывающие выбранную точку зрения; 1. Между СССР и США был подписан договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987 г.) 2. Подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, 1991 г.) 3. Разрушена Берлинская стена (1989 г.), с одобрения СССР состоялось объединение Восточной и Западной Германии 4. В 1989 г. были выведены войска из Афганистана
LOGO С6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт- Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением. Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.
LOGO Алгоритм решений заданий С6 Внимательно прочитать задание. 2.1.проанализировать условия задания и выделить в нем все известные признаки исторической ситуации (даты, место, событие, люди, последствия ит.д.); 2.2. выделить ключевое для этой ситуации событие: В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт- Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих вспомнить с каким событием связана эта ситуация: - «Кровавым воскресением» 2.4. указать, сколько вопросов (способов решения проблемы), причин требуется привести в результате анализа данной исторической ситуации; - приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением
LOGO 2.5. на основе анализа представленных в задании и собственных знаний сформулировать причины события: бесправие рабочих; - бесправие рабочих; - низкая заработная плата; - продолжительный рабочий день; - штрафы, налагаемые на рабочих; - тяжелые бытовые условия; - тяготы, вызванные кризисом и русско-японской войной из контекстных знаний определить чем завершилась подача петиции: мирная демонстрация была расстреляна («Кровавое воскресение) - мирная демонстрация была расстреляна («Кровавое воскресение) 2.7. на основе контекстных знаний назвать основные последствия событий «Кровавого воскресения»: началась Первая российская революция ( гг.) - началась Первая российская революция ( гг.)
LOGO С7 Сравните дворцовый переворот 28 июня 1762 г., в результате которого была возведена на престол Екатерина II, и выступление декабристов 14 декабря 1825 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)
LOGO Алгоритм решений заданий С7 1. Внимательно прочитать задание вычленить объект сравнительной характеристики и его компоненты: - Сравните дворцовый переворот 28 июня 1762 г. и выступление декабристов 14 декабря 1825 г найти логическое или историческое основание для объединения двух однородных фактов в единый процесс или явление: - дворцовый переворот 2.3. проанализировать событие, разделяющее два компонента характеристики, с точки зрения его влияния на смену правителя: - цели участников события - цели участников события 2.4. указать, сколько общих характеристик требуется выявить в процессе сравнения: - не менее двух характеристик 2.5. указать, сколько различий требуется выявить в процессе сравнения - не менее трех 3.1. вспомнить, что известно по каждому из вопросов сравнительной характеристики, заполняйте сравнительную таблицу по направлениям: «Общее» и «Различие» ( здесь поможет Памятка анализа общественных движений)
LOGO Образец ответа: Общее: - участие гвардии - заговор - вооруженное выступление в столице - ограниченное число участников дворцового переворота, -одна из целей – устранение неугодного монарха Различие Дворцовый переворот28 июня 1762 г. основная цель участников – возведение на престол угодного кандидата не ставилось цели отменить крепостное право не ставилось цели отменить сословную организацию общества результат – успех дворцового переворота (воцарение Екатерины II) Выступление декабристов14 декабря 1825 г. одна из основных целей участников – ограничение или ликвидация царской власти (изменение государственного строя) участников – ограничение или ликвидация царской власти (изменение государственного строя) ставилась цель – отмена крепостного права ставилась цель – упразднить существующую сословную организацию общества результат - подавление выступления декабристов