«Экзамен как стресс для учащихся 9-11 классов» Исследовательская работа по психологии Давыдовой Татьяны
Цели Узнать, является ли экзамен стрессом для учащихся нашей гимназии Выяснить, как возможно бороться с экзаменационным стрессом
Задачи Подобрать и проанализировать литературу по проблеме стресса Охарактеризовать понятие стресса, выявить основные реакции человека на стресс и факторы развития стресса Рассмотреть особенности юношеского возраста
Описать некоторые виды психотерапии и релаксации, которые могут быть использованы при стрессовых ситуациях Организовать и провести практическое исследование по проблеме экзаменационного стресса Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации
Структура работы Введение Теоретическая часть Стресс Особенности юношеского возраста Психотерапия. Виды психотерапии Релаксация Практическая часть Заключение Список литературы Приложение
Стресс стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Реакции человека на стресс: Реакция тревоги и страха Пассивность Активная релаксация (расслабление) Активная защита от стресса
Факторы, влияющие на развитие стресса: Врожденные особенности организма и ранний детский опыт Родительские сценарии Личностные особенности Факторы социальной среды Когнитивные факторы.
Понятие «стресс» было введено Гансом Селье: «Жизнь – это постоянный стресс» Савченко М.Ю. занимался экзаменационным стрессом. Он собрал работы и исследования многих психологов в одну книгу.
Особенности юношеского возраста юность – период стабилизации личности самоопределение: профессиональное и личностное изменение учебной мотивации появляется сознательное отношение к учению
Практическое исследование Участвовало 94 человека (учащиеся 9 «В», 9«Г», 10«А», 10«Б» классов). Для получения результатов использовались методики: диагностика «САН» и «Шкала ситуативной тревожности Ч.Д.Спилберга».
Типовая карта методики САН Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете во время ЭКЗАМЕНА, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики. 1.Самочувствие хорошее 2.Чувствую себя сильным 3.Пассивный 4.Малоподвижный 5.Веселый 6.Хорошее настроение 7.Работоспособность 8.Полный сил 9.Медлительный 10.Бездеятельный Самочувствие плохое Чувствую себя слабым Активный Подвижный Грустный Плохое настроение Разбитый Обессиленный Быстрый Деятельный
Шкала ситуативной тревожности Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение из приведенных ниже предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете во время ЭКЗАМЕНА. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». 1 – нет, это не так 2 – пожалуй, так 3 – верно так 4 – совершенно верно 1.Я спокоен 2.Мне ничего не угрожает 3.Я нахожусь в напряжении 4.Я внутренне скован 5.Я чувствую себя спокойно 6.Я расстроен 7.Меня волную возможные неудачи 8.Я ощущаю душевный покой 9.Я встревожен 10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Распределение всех учащихся по уровню самочувствия в ситуации экзамена
Распределение всех учащихся по уровню активности в ситуации экзамена
Распределение всех учащихся по уровню настроения в ситуации экзамена
Распределение всех учащихся по уровню ситуативной тревожности по отношению к экзамену
Распределение учащихся по группам (в зависимости от их отношения к экзамену) I группа учащихся - экзамен не являются для них стрессом II группа, они находятся на грани между стрессовым и нестрессовым состоянием III Группа, экзамен является для них стрессом, им обязательно нужно научиться расслабляться и брать себя в руки во время любой стрессовой ситуации.
Перед экзаменом вам необходимо: выспаться; позавтракать; не принимать лекарственные препараты (как успокаивающие, так и стимулирующие); с вечера собрать все, что может понадобиться на экзамене; одеться так, как вам удобно, но красиво и аккуратно; не опаздывайте (не создавайте ненужных хлопот ни себе, ни экзаменационной комиссии)
Рекомендации для учащихся Больше улыбайтесь и смейтесь Делайте вид, что вы счастливы. Такая игра позволит вам чувствовать себя лучше. Всегда держитесь прямо Контролируйте ваши мысли. Выучите несколько релаксационных упражнений
Упражнение «Ритмичное дыхание» Расслабьтесь. Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5, и т. д., пока не почувствуете ритм сердца. Затем начинайте глубоко дышать. Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение шести ударов пульса. Отдохните перед вторым вздохом в течение трех ударов пульса. Сделайте несколько раз полный вдох, но не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение.
Примечание: Ритмичное дыхание помогает успокоиться в ситуациях, которые вы не можете контролировать, но помощь эта кратковременна. Изменение установок в мышлении помогает изменить убеждения, ставшие причиной негативных эмоций.
Удачи!Удачи!