Народная танцевальная культура Выполнила: Валёва Кира Олеговна ученица 10 класса МОУ Б-Барандатской СОШ Тисульского района
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Тема нашей работы: история русского народного танца, отражение в танце духовного богатства и сознания русского человека, особенности танцевальной культуры нашей местности. Цель исследования: развитие духовной культуры, понимание смысла народного искусства, воспитание национальной гордости, памяти о своих корнях.
В основе русского народного танца лежат три направления – хоровод, пляска и кадриль.
Самая главная фигура хоровода – круг. ХОРОВОД - древнейший вид народного танцевального искусства. Сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.
Круговой танец присутствует у всех народов: ГАВОТ – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера; ЕХОР – бурятский народный хороводный танец; КОЛО – массовая пляска, близкая хороводу; распространена у сербов, хорватов, черногорцев; ПЕРХУЛИ – грузинский мужской хороводный танец, сопровождается пением; ФАРАНДОЛА – французский (провансальский) народный хороводный танец; ХОРА (СЫРБА) – румынский народный танец-хоровод.
Круговой танец присутствует у всех народов
Круговой хоровод
Двойной круг
Разомкнутые хороводы Ансамбль «КрАсота». Новосибирск.
Разомкнутый хоровод
Виды хороводных рисунков
Разные виды хороводов: простой круговой и «капустка».
Игровой хоровод с «заплетением плетня»
Хоровод с парными плясками Хороводный рисунок «звёздочка»
Пляска
Троицкие хороводы
Троица Хороводы с парными плясками
Купальские хороводы (Музей-заповедник Томская Писаница)
Масленичный хоровод
Девушки участвовали в хороводе всюду. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Парни принимались в летнюю «улицу» местами уже с 13, местами лишь с 17 – 18 лет. Подростки (как мальчики, так и девочки) лишь допускались в хоровод. Участие женатых молодых мужчин в хороводе не возбранялось крестьянской этикой. Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях. Крестьяне старшего поколения присутствовали возле, вокруг хоровода – в качестве зрителей.
Детские хороводы
На территории нашего поселения живут выходцы из разных регионов России: северных (Архангельская губерния – 4% населения), центральных (Рязанская, Тульская губернии – по 3%), западных (Брянская, Смоленская и Курская губернии – по 4%), южных (Ставрополье, Дон – 8%), Поволжья (Пенза – 14%), Украины – 12%.
Хороводы нашей местности
Рассматривая различные виды хороводов нашей местности, отмечаем следующие: *круговые, *луговые, *плясовые, *игровые, *наборные, *обрядовые и другие.
Пары в кругу «Вьюн»
Парные танцы в хороводе
Игровые хороводы с поцелуями
Театр моды «Русские узоры» Все программы театра моды основаны на пластике и рисунке русского танца. Более всего используются фигуры хоровода.
Благодарю за внимание!