Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ 256 г. Фокино Урок русского языка в 5 классе к УМК под ред. Бабайцевой на тему: « Синтаксис и пунктуация»
С, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить Лингвистическая сказка
1) Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить1) Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить 2) Жизнь, увлечение2) Жизнь, увлечение 3) Ты, она3) Ты, она 4) С, для.4) С, для. 5) Если, и5) Если, и 6) Охотно, правильно, умело6) Охотно, правильно, умело 7) Интересный, полезный7) Интересный, полезный 8) Же8) Же
еслитыучиться с увлечение работать же охотно умело отдыхать жизнь строить правильно и сделать интересный она полезный
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
Даже эта работа трудна для него. Эта работа даже трудна для него. Эта работа трудна даже для него. Сравните предложения
Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Пунктуация (от лат. рunctum – «точка» Словарная работа
Есть ли в записи смысл? Мы, проводить, счастливые, минуты, за, письменный, стол. Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации. Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос.
Проверим работу Счастливые минуты мы проводим за письменным столом. Проводим (за чем?) за столом; за столом (каким?) письменным; проводим (что?) минуты; минуты (какие?) счастливые
Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грез – Спасибо - что нес и нес. …………………………….. К себе пригвоздив чуть свет – Спасибо за то - что вслед Срывался! На всех путях Меня настигал, как шах – Беглянку. - Назад, на стул! (М. Цветаева)
Стол, заваленный рукописями, книгами,- «навьюченный тяжелой поклажей мул», т.е. осел;Стол, заваленный рукописями, книгами,- «навьюченный тяжелой поклажей мул», т.е. осел; Стол, приказывавший поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель;Стол, приказывавший поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель; Поклажа, груз на ослике, муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозуПоклажа, груз на ослике, муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу Разберемся в прочитанном
Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. [ ], но [ ]. [- O,O,O,O,O,O] Работа со связным текстом
Подведем итог Запишите предложения, вставляя недостающие слова В синтаксисе изучаются словосочетания и …. Правильно употреблять знаки препинания учит …. Мы начали изучать … и ….
Домашнее задание § 13, упр. 184 Урок окончен
Использованные материалы Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995 Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа О.В. Беляева. О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс.- М.: ВАКО, 2007 Русский язык.Практика. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.Ю. Купалова и др. 16 изд., стереотип.- м.: Дрофа, 2010 Картинки: / c13b875d2341df5f.jpg