Фрагмент урока по теме: « Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека». Учитель биологии ГОУ СОШ «Школа здоровья» 901 г. Москва Алексеева Зинаида Ивановна Цель: рассмотреть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
Движущие силы эволюции Биологические факторы Социальные факторы 1.Мутации 2.Популяционные волны 3.Дрейф генов 4.Изоляция 5.Борьба за существование 6.Естественный отбор 1.Трудовая деятельность 2.Общественный образ жизни 3.Речь 4.Мышление 5.Культура
Задания: а) Определите, какие предшественники человека перешли к наземному образу жизни и прямохождению? Как это повлияло на эволюцию гоминид? б) Сравните размеры, рост и массу предков гоминид. С чем связаны эти изменения? в) Сравните строение черепа и объёма мозга. Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи? г) Сравните орудия труда антропоидов и гоминид. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза? д) Сравните человекообразную обезьяну, австралопитека и древнейшего человека. Выявите у них признаки сходства и различия. О чём они свидетельствуют?
Заполнить таблицу ПризнакиЧеловек Человекообразные обезьяны Образ жизни Положение тела при ходьбе Строение мозга и его функции Особенности строения скелета: Череп Надбровные дуги Верхняя челюсть Нижняя челюсть Грудная клетка Позвоночник Таз Кисть руки Нижние конечности Стопа