Элективный курс
Объяснительная записка Элективный курс «Рекреационная география Сибирского ФО» рассчитана на 18 часов и предназначен для изучения в социально- экономическом профиле (X – XI класс) профильной школы. В основе содержания курса лежат знания, уже усвоенные учащимися при изучении географии, экономики, истории. Цель курса – создание у учащихся представления о туризме в Сибирском ФО, о его проблемах и перспективах; формирование знаний о рекреационной деятельности; воспитание патриотического отношения к родному краю. Данный элективный курс является междисциплинарным и способствует решению следующих задач: 1. овладение системой знаний о физико-географических и экономико-географических аспектах формирования рекреации в Сибирском ФО; 2. овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, позволяющими им самостоятельно давать оценку о развитии туризма в рекреационных зонах.
Курс базируется на природно-географических, экономико- географических и др. составляющих и предполагает приобретение и развитие знаний у старшеклассников о рекреации в Сибирском ФО, проблемах и перспективах развития. А также курс позволяет применить полеченные знания в ходе подготовки индивидуальных проектов. Разработанный курс включает в себя сведения о природных ресурсах и природных условиях Сибирского ФО; экономический обзор туристической деятельности; географию рекреационных районов на территории Сибирского ФО. Система практических работ позволяет учащимся закрепить приобретённые знания, умения и навыки работы с картографическими, статистическими, экономико- географическими и др. В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения: урок, лекция, семинар, практикум, самостоятельная работа учащихся, экскурсии, представление и защита творческих работ.
Содержание программы Тема 1. Предмет и понятия рекреационная география. Место в системе наук. Рекреация – это определённые виды избирательной жизнедеятельности людей в свободное время и пространство, в котором они функционируют. Рекреационная география находится на стыке наук: географии, экономики, истории, экологии и др. Практическая работа: составить ЛОК «Предмет и понятия рекреационная география. Место в системе наук». Тема 2. Физико-географические и экологические предпосылки развития рекреации в Сибирском ФО. Природные условия и природные ресурсы Сибирского ФО. Климат, рельеф и природные зоны данного региона. Экологическая обстановка в Сибирском ФО. Практическая работа: дать оценку экологического состояния территории Сибирского ФО. Тема 3. Экономико-географический фактор развития рекреации в Сибирском ФО. Экономический потенциал данной территории. Общий уровень развития, структура хозяйства, качество жизни, степень урбанизированности и мобильности населения Сибирского ФО. Практическая работа: дать оценку экономико-географического положения Сибирского ФО.
Тема 4. Классы туристической деятельности. Виды туризма. Классификация туристической деятельности. Виды туризма. Особенности туристической деятельности на территории Сибирского ФО. Творческое задание: разработать туристический маршрут. Тема 5. Туристический рынок на территории Сибирского ФО. Место туризма на Мировом рынке и на внутреннем рынке. Особенности туристического бизнеса. Экскурсия по туристическим фирмам г. Новосибирска. Тема 6. Рекреационные ресурсы Сибирского ФО. Проблемы и перспективы развития. Рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Проблемы и перспективы развития. Практическая работа: составить таблицу «Рекреационные ресурсы Сибирского ФО». Самостоятельная работа: на основе таблицы составить карту : «Рекреационные ресурсы Сибирского ФО». Творческое задание: разработать программу одного рекреационного ресурса по выбору. Экскурсии: на святой источник г. Ложок; по санаториям и лагерям г. Бердска (санатории: «Рассвет», «Сибиряк» и др.; ДОЛ «Юбилейный»).
Тематическое планирование Тема урока Всего часов Лекции Семинары, практики Экскурсии 1 Предмет и понятие рекреационная география. Место в системе наук Физико-географические и экологические предпосылки развития рекреации в Сибирском ФО Экономико-географический фактор развития рекреации в Сибирском ФО Классы туристической деятельности. Виды туризма Туристический рынок на территории Сибирского ФО Рекреационная география Сибирского ФО. Проблемы и перспективы развития Защита творческих работ. 22
Контрольно-измерительные материалы Лист оценки проекта Индивидуальная карта взаимооценки участника проектирования Индивидуальная карта взаимооценки участника проектирования Все пункты оцениваются по единой бальной системе: 0, 5, 10, 15, 20 баллов. Самооценка и оценка класса выставляются по критериям подготовки и защиты проекта, оценки учителя выставляются только по критериям защиты проекта.
Тема: Тема: Рекреационные ресурсы Сибирского Федерального округа. Проблемы и перспективы Пример урока
Цель: Продолжить формирование представлений о рекреационных ресурсах Сибирского Ф.О., проблемах и перспективах развития отдыха, туризма, лечения; развивать мышление и речь учащихся, в процессе работы с печатными изданиями и последующем представлении результатов работы; содействовать экологическому воспитанию, при рассмотрении проблем стоящих перед объектами рекреации Сибирского Ф.О.
Обязательные результаты обучения 1)Называть основные объекты отдыха, лечения, туризма на территории округа; 2)Описывать по картам географические особенности рекреационных объектов; 3)Объяснять причины того или иного уровня развития рекреационного объекта.
Тип урока: практическая работа Оборудование: карты атласа, статьи из журналов, фотографии различных объектов рекреации Сибирского Ф.О. (Телецкое озеро, озеро Яровое, озеро Байкал, Горная Шория), видеофильм «Байкал». Литература: 1)Атлас. География России. Часть I,II. – Омск, )Обзор журналов «Алтай. Знакомое и неизвестное» 3)Обзор российского географического журнала «Живописная Россия» 4)Обзор журналов «GEO» Дидактический материал: карточка с планом описания объекта описания рекреационного объекта
Ход урока 1. Вступительное слово учителя о целях и задачах занятия. 2. Выполнение практической работы после четкого инструктажа учителя. Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека, выбирают (по желанию) объект рекреации, для составления его характеристики. Характеристика объекта выполняются по плану. План характеристики рекреационного объекта: 1) Географическое положение (ГП) 2) Степень освоенности ресурса 3) Проблемы 4) Перспективы
3. Учащиеся озвучивают результаты работ и заполняют таблицу. Рекреационные ресурсы Сибирского Ф.О. 4. Домашнее задание. – На основе таблицы составить карту: «Рекреационные ресурсы Сибирского Ф.О.» – Разработать программу перспективного использования одного рекреационного ресурса (по выбору). Результаты представить в творческой форме (форма выполнения выбирается с помощью учителя). Объект рекреации ГПСтепень освоенности Проблемы и перспективы
Список литературы 1. Соломин В.П., Финаров Д.П., Всемирное культурное и природное наследие//География в школе. – Полеванов В. Потому что они существуют//GEO. – – с Петров Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. – М., 2000г. 4. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. – Новосибирск., 1996г. 5. Новосибирская область: природа, население, хозяйство. – Новосибирск, 2006г. 6. Уфимцев Г., Сизов А. Были и явь степного Алтая//Живописная Россия. – – с География международного туризма // География в школе. – – с Абдульмянов С.Н. Знакомтесь: Кош-Агач//География и экология в школе XXI век. – – с
Приложение – Коллекция фотографий «Санатории Алтая» Коллекция фотографий «Санатории Алтая» – Коллекция фотографий «Байкал» Коллекция фотографий «Байкал» – Коллекция фотографий санаторий «Сибиряк» Коллекция фотографий санаторий «Сибиряк» – Коллекция фотографий «Телецкое озеро» Коллекция фотографий «Телецкое озеро»