Урок истории России в 10 классе. Учитель истории МОУ СОШ 2 Радачинская Таисия Михайловна.
Тема урока: Культура Руси 10 – начала 13 в.в. Культура Руси 10 – начала 13 в.в.
Цель урока: учащиеся должны познать специфические особенности культуры Киевской Руси, в чём заключается её феномен, её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, учащиеся должны познать специфические особенности культуры Киевской Руси, в чём заключается её феномен, её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России. вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России.
Основные понятия: культура, культура, летопись, летопись, фольклор, фольклор, былины, былины, крестово-купольное строение, крестово-купольное строение, скань, зернь, чернь, филигрань. скань, зернь, чернь, филигрань.
Тип урока: Школьная лекция. Школьная лекция.
План лекции. 1.культура древних славян. 1.культура древних славян. 2.Культура Руси 10 –начала 13 в. 2.Культура Руси 10 –начала 13 в. -письменность, грамотность, школы; - летописи; - Литература; - Архитектура; - Искусство; - Фольклор; - Быт народа Общая характеристика и значение культуры Киевской Руси.
Что такое культура? Культура – всё, созданное человеческим обществом,благодаря физическому и умственному труду людей, всё, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения. Культура – всё, созданное человеческим обществом,благодаря физическому и умственному труду людей, всё, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.
Два культурных потока: - А).Культура старого языческого мира: - народные обычаи, - народные обычаи, - поверья, - поверья, - обряды, - обряды, - песни и танцы. - песни и танцы. - Б). Культура христианская: - мощное влияние Церкви на развитие - литературы, - архитектуры, - искусства, - письма, - школьного дела, - библиотек.
Письменность. а) узелково-языческая письменность : её знаки передавались с помощью узелков, завязанных на нитях и замотанных в книги- клубки («узелки на память», « нить повествования», клубок Бабы-Яги…) б) Кирилл и Мефодий- реформаторы уже существовавшей славянской письменности. Их труд невозможно переоценить – оба они канонизированы Православной Церковью (равноапостольны).
Грамотность. Школы. - узелково-языческая письменность была очень сложной, доступной лишь избранным; - узелково-языческая письменность была очень сложной, доступной лишь избранным; - берестяное письмо было очень распространено в Древней Руси. - берестяное письмо было очень распространено в Древней Руси. - Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности писцы, переводчики сначала из Византии, потом появились свои грамотеи, обучавшиеся при церквах, монастырях.
Летописи. Летописи – погодные изложения важных событий на Руси Летописи – погодные изложения важных событий на Руси позднее – высокохудожественные исторические произведения, отражавшие взгляды автора на русскую и мировую историю, их философские и религиозные размышления. позднее – высокохудожественные исторические произведения, отражавшие взгляды автора на русскую и мировую историю, их философские и религиозные размышления.
Важнейшие из летописей: 1). Авторы, работавшие при Десятинной церкви О деянии князей: о Рюрике, о мести Ольги, о походах Святослава, о Владимире. 2). Вторая летопись при Ярославе Мудром Автор выступает как составитель, редактор и идеолог, имеющий собственную точку зрения. 3).Третий летописный свод Составитель знаменитый Иларион, ставший монахом Никоном. 4). « Повесть временных лет» 12 век, составитель монах Киево- Печёрского монастыря. 5). При Владимире Мономахе летопись была переписана. Автор игумен Сильвестр особо подчеркнул деяния князя.
Литература Иларион « Слово о Законе и Благодати» Выдающаяся роль христианства в становлении Руси.
Летописец Нестор. « Повесть временных лет» Пронизана гордостью за свой народ,Родину. Владимир Мономах. « Поучение детям» Одно из самых любимых произведений многих поколений Неизвестный автор «Слово о полку Игореве» Поэма,пронизанна я призывом к единству Русской Земли. Монах Иаков « Память и похвала Владимира» Роль князя Владимира – государственного деятеля.
Древнерусские афоризмы. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её. Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её. Получив добро, помни, а сделав, забудь. Получив добро, помни, а сделав, забудь.
Архитектура. Крестово-купольный стиль. Крестово-купольный стиль. Дмитровский Дмитровский собор во собор во Владимире. Владимире.
Главы Софийского собора. Новгород. Главы Софийского собора. Новгород.
Живопись, скульптура, музыка. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы. Христианское искусство воспевало Бога, подвиги святых апостолов, Деятелей Церкви.
Фольклор. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.
Ювелирное дело: Скань – филигрань, вид ювелирной Скань – филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из на металлический фон узор из золотой проволоки. золотой проволоки. Зернь –разновидность сани: мелкие золо тые или серебр. шарики, напаянные на орнамент. тые или серебр. шарики, напаянные на орнамент.
Закрепление. Тест. Тест. 1. Какое событие связано с братьями Кириллом и Мефодием: 1. Какое событие связано с братьями Кириллом и Мефодием: а)создание славянской письменности, б)создание «Слова о полку Игореве», в)издание первой печатной книги.
Тип церковной постройки, пришедший на Русь из Византии: Тип церковной постройки, пришедший на Русь из Византии: а) шатровый, б) барокко, в) крестово-купольный.
3. Одно из крупнейших литературных памятников домонгольской Руси: 3. Одно из крупнейших литературных памятников домонгольской Руси: а) «Хождение за три моря», б) «Задонщина», в)» Поучение детям»
4. Одним из авторов «Слова о Законе и Благодати» является: 4. Одним из авторов «Слова о Законе и Благодати» является: а) Летописец Нестор, б) монах Иаков, в) Иларион.
5. К памятникам зодчества Древней Руси 9-11 в.в. относится: 5. К памятникам зодчества Древней Руси 9-11 в.в. относится: а) храм святой Софии в Новгороде, б) храм Василия Блаженного в Москве, в) церковь Вознесения в селе Коломенском.
Ключ: 1 – а, 1 – а, 2 – в, 2 – в, 3 – в, 3 – в, 4 – в, 4 – в, 5 – а. 5 – а.
Дома: параграф 10 и вопросы к нему. параграф 10 и вопросы к нему.