«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии производства. 3.1 Рынок труда. 3.2 Оплата труда. 3.3 Профсоюз в японской компании 4.Сущность подготовки менеджеров в Японии
1. Японский стиль управления. основной предмет - трудовые ресурсы Цель - повысить эффективность работы предприятия за счет повышения производительности труда работников
Шесть характерных признаков японского управления: 1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. 2) Гласность и ценности корпорации. 3) Управление, основанное на информации 4) Управление, ориентированное на качество. 5) Постоянное присутствие руководства на производстве. 6) Поддержание чистоты и порядка.
Японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность групповую ориентацию моральные качества служащих стабильность занятости гармонизацию отношения между рабочими и управляющими
2. Направленное изменение стратегии управления. Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность» - 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки»
Важнейшие отличительные черты японской системы управления: система пожизненного найма процесс коллективного принятия решений
3. Особенности принципов стратегии производства.
Три важных принципа стратегии производства производство по принципу «точно в срок» принцип комплексного контроля качества (так называемая концепция «делать с первого раза») принцип комплексого профилактическго обслуживания
система «канбан» : интегрирование производственных и информационных потоков с целью успешного реагирования на изменения ситуации на рынке при наличии минимальных запасов следующий в производственной цепи цех определяет работу предыдущего вся система становится легко реагирующей на рыночный спрос
3.1 Рынок труда. «ротация трудовых знаний» работник регулярно меняет свое рабочее место и последовательно выполняет все виды работ в своем цехе
3.2Оплата труда. Система стимулирования способных, высокопроизводительных и высококоммуникабельных работников систему заработной платы продвижение по службе отдельных работников на основе индивидуальных заслуг единовременные выплаты в момент выхода на пенсию
Месячный заработок рабочих японской фирмы обычно состоит из трех частей: выплат, зависящих от особенностей работника выплат, зависящих от должности работника различных пособий (строительство жилья, содержание семьи и т.д.)
Из анализа структуры оплаты труда и поощрений можно сделать следующие выводы: Крупные фирмы принимают работников сразу после окончания ими школы или колледжа и обучают их на фирме контекстуальным навыкам Большинство работников имеют стимул трудиться в одной фирме до момента выхода на пенсию, в этом случае их ожидает большой размер выходного пособия
3.3Профсоюз в японской компании представляет коллективный интерес работников предприятия и интегрирует его в процесс решения вопросов внутрифирменного распределения и выработки управленческой политики
4.Сущность подготовки менеджеров в Японии
Направляющие в создании системы подготовки и повышения квалификации в послевоенный период влияние США, которые интенсивно экспортировали в Японию как методы управления промышленными предприятиям, так и формы и методы обучения управляющих участие в этой деятельности не только предпринимательских организаций, но и центральных государственных органов
Институте управления и организации производства начал функционировать в 1925г в период второй мировой войны был закрыт возобновил свою работу в 1946 г
специализированные учебные заведения по подготовке менеджеров реализуются тысячи учебных программ, в основе которых лежит единая педагогическая концепция - формировании у обучаемых трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных
навыки Технологические связанны с освоением конкретной профессии Концептуальные – это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения и др. коммуникативные имеют непосредственное отношение к человеческому фактору