Обществознание Профильный курс Курс разработан Кузнецовым А.А.
Глобализация и глобальные проблемы «Римской клуб» 1968 г. (А. Пиччеи) о глобальных проблемах.
Пути решения глобальных проблем 1) Контроль производства (экологические проблемы): устойчивое развитие - нулевой рост коэволюция -технологический рост на основе роста защищенности природы «киотский протокол» - ограничение выброса загрязняющих атмосферу веществ 2) контроль рождаемости, особенно в азиатских странах 3) Международные усилия по помощи бедным странам 4) Международный контроль за ядерной энергетикой и нераспространения ядерного оружия 5) Международные усилия по борьбе с терроризмом
Происхождение человека Теологический подход – человек сотворен Богом Научный (эволюционный) подход Ч. Дарвин – человек результат естественной эволюции Палеовизит (инопланетное происхождения)
Человек – биосоциальное существо АНТРОПОГЕНЕЗ – СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БИОЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОГЕНЕЗ) СОЦИОГЕНЕЗ – РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – ФОРМИРОВАНИЕ«ВТОРОЙ ПРИРОДЫ» ЧЕЛОВЕКА, КОНТРОЛЬ НАД БИОЛОГИЧЕСКИМИ ИНСТИНКТАМИ БИО СОЦИО БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ – РАЗВИТЫЙ МОЗГ, ПРЯМОХОЖДЕНИЕ, ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ. Онтогенез (развитие индивида) повторяет филогенез (развитие вида)
Мышление – деятельность - язык Мышление ЯзыкДеятельность активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях \форма активности человека, направленная на преобразование внешней среды его обитания система звуковых и письменных знаков (символов), используемых людьми для передачи их мыслей и чувств. Сложность языка отражает сложность мышления человека Сложная деятельность требует развитого мышления и языка координация действий описание и трансляция
Структура деятельности потребности/ценности мотивы – побуждение к деятельности цель субъект объект средство Результат «-» или «+» Интерес – осознанная потребность (приобрела значение) задатки способности одаренность талант гений
Пирамида потребностей по Маслоу Биологические (еда, сон и т.д.) Экзистенциальные –безопасность, здоровье, комфорт Низшие Социальные (общение, дружба Престижные Самореализация Высшие Социальный институт - относительно устойчивая форма организации общественной жизни и деятельности институт экономики, политические институты семья, институт образования 2) удовлетворения социальных потребностей 3)регулирование действий в рамках социальных отношений 4) обеспечение устойчивости общественной жизни 1) интеграцию действий интересов 5)социальный контроль возможности реализации нормирование (организация)
Типология деятельности
Практическая: материально-производственная (строим дом) социально-преобразовательная (строим дом для детей-сирот) Духовная: познавательная ценностно-ориентировочная (обучение) прогностическая
Игра как форма деятельности Признаки: 1.Ограниченность во времени и пространстве 2.Добровольность 3.Условность правил и вещей 4.Нельзя нарушать правила Типы: 1.Азартные (судьба) 2.Состязательные (с партнерами) 3.Интеллектуальные (головоломки) 4.Воображения (игра в иные миры) 5.Имитационные (учебные) 6.Компьютерные
Обучение как форма деятельности Процесс обучения - передача опыта, знаний добытых обществом за ег историю 1.двусторонний характер; 2.совместная деятельность учителей и учащихся; 3.руководство со стороны учителя; 4.специальная планомерная организация и управление; 5.соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
Познание как форма деятельности творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Общение как форма деятельности Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия, передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности. Содержание – это информация, передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Мировоззрение Мировоззрение - система взглядов на мир и себя 1. Научное - отрицает все не признанное наукой 2. Паранаучное- околонаучное (магия, астрология, мир духов) 3. Религиозное - вера в сверхественную реальность 4. Атеистическое- убеждение в отсутствии сверхъестественной реальности 5. Обыденное -на освное индивиудуального опыта
Труд как форма деятельности Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность - главная деятельность человека, она может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.
Духовная сфера Духовная сфера - отношение людей по поводу нематериальных ценностей (Духовная культура - «вечные» и исторически преходящие ценности и смыслы) Познание и самопознание Моральная (этическая) система общества Эстетическое отношение (искусство) Религия – убежденность в существования Бога Философия и наука
Познание Рациональное Понятие – значимое свойство Суждение - связь понятия Умозаключение – связь суждений Ощущение - аспект объекта Восприятия – целостности объекта Представление - воспоминание Сенсуалисты- чувства источник знаний Рационалисты – разум (логика) источник знаний Агностики – мир в принципе не доступен познанию Релятивисты абсолютизации относительности и условности содержания познания. «Знание сила». Английскому философ Ф. Бэкону ( гг.). Чувственное
Логические операции Понятие - мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признаков. Пример: «Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый признак» «Средний класс совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшими (бедными) и высшими классами (богатыми)». Средний класс Объем понятия социальная группа больше Социал. группа Круги Эйлера
Дедуктивные умозаключения Дедукция метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция основное средство доказательства. Пример дедуктивного умозаключения: Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен
Индуктивные умозаключения Индукция процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а через некоторые фактические, психологические или математические представления. Пример. Земля - планета вращается вокруг Солнца Меркурий -планета вращается вокруг Солнца Марс -планета вращается вокруг Солнца Все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца
Возрождение «религиозности» в современном мире Фактор 1. Научное познание вышло далеко за пределы чувственно доступного и понятного обыденному сознанию опыта. Возникают «ножницы» между глубинами научного видения и обыденностью, что создает ощущение «таинственности» Фактор 2. Научно-технический прогресс – открывает и создает новые угрозы для человечества. В итоге «пассивность» и неверия в возможность обычными способами и следовательно обращение к Вере.
Возрождение «религиозности» в современном мире Фактор 3. Вызов «виртуализации общества»: гомогенность ценностей и смыслов, ослабление доверия к социальным институтам и категориям свободы, демократии, справедливости и т.д. «Демотивация» идеалов общественного служения
Функции религии как социального института 1. интегративная 2. регулятивно-стабилизирующая 3. психотерапевтическая 4. коммуникативная