Мотивация обучения – основное условие успешности обучения
Что побуждает школьников учиться? Почему школьники, имеющие одинаковые условия обучения, учатся с различной эффективностью? Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше? Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации
Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Мотивацию надо специально Формировать Развивать Стимулировать
Какие факторы влияют на процесс мотивации? Содержание учебного материала Организация учебной деятельности Стиль педагогической деятельности учителя
Содержание учебного материала 1. Аналитический характер преподнесения материала 2. Подчеркивание привлекательных сторон содержания 3. Задания с интересным содержанием 4. Показ значимости знаний, умений 5. Межпредметные связи
Организация учебной деятельности 3 этапа: 1. Мотивационный 2. Познавательный 3. Рефлексивно-оценочный
Мотивационный этап Сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данную тему, какова основная учебная задача данной работы. 1. Создать проблемную ситуацию 2. Сформулировать основную учебную задачу 3. Выяснить, что нужно знать и уметь 4. Предъявить требования к работе.
Познавательный этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации: чередование разных видов деятельности, оценивание (положительные или отрицательные эмоции)
Рефлексивно-оценочный этап Мотивация завершения: Мотивация завершения: каждый ученик должен выйти из деятельности с позитивным личным опытом
Формирование положительной мотивации учения. При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности. Спрашивайте у него: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки скажите ему: «Ты сегодня сделал шаг вперед, завтра будет еще лучше». Проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату деятельности. Учащимся, которые уже усвоили и выполнили задание, дайте дополнительные задания более высокой сложности. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели. В начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора. Предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий. Предлагайте одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы освоения темы.
Помогайте ученикам. Если ребенок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите пересмотреть, исправить. Пытайтесь выходить из сложных ситуаций с юмором, иногда ведь ошибки бывают и веселыми. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда. После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с эти справились. Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач.
Сделайте ситуацию успеха достижимой. Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу. Если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте ее на более мелкие порции. Выбирайте адекватную методику преподавания предмета, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребенка. Смелее делайте урок более привлекательным и интересным. Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым вы обучаете. Попробуйте по-новому оформить классное помещение, измените расстановку парт. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку и пассивность.