Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Advertisements

О БЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ, ДИАЛЕКТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА. Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная.
Диалектные слова Урок русского языка в 5 классе Учитель: Никонова Е.Н. Школа 121 Г. Красноярск.
Слова, употребляемые жителями той или иной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа.
Диалектизмы Урок русского языка в 7 классе Составила учитель русского языка и литературы Джиджоева А.Г.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений роль диалектных слов в речи Учить.
Диалектные слова Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского язык и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.. Если ты сомневаеш…ся в написани… слов – обратись к _____ словарю, в произношени… слов – смотри в _____ словарь,
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений.
Что – то миленький зазнался: мимо ходит петухом. (припевка). У рябой кобылы рябое и лоша.
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
В гостях у словарей «Диалектные слова» Тухватуллина Лилия, 6 класс МБОУ «Параньгинская СОШ»
«…это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач.
Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления ДиалектизмыТерминыЖаргонизмы Профессионализмы.
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
ЛЕКСИКА Обще- употребительная Имеющая Ограниченную сферу Употребления Диалектизмы Профессионализмы Термины жаргонизмы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАБОТУ ПРОВЕЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ИВАШКИНА АНАСТАСИЯ УЧИТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА И.М. ОКТЯБРЬ 2008.
МКОУ «Михайлоанненская СОШ» Проектно-исследовательская работа на тему Автор: Иванова Варвара Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайлоанненская.
Проект по русскому языку 6 класс.
Транксрипт:

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа.

Общеупотребительные слова вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.

Лексика с точки зрения сферы употребления

Диалектные слова - слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории коса литовка петух кочет гадюка козюля

Слова, употребляемые в определенной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа

Карта диалектов северное наречие (зеленая заливка), южное наречие (красная заливка), среднерусские говорысреднерусские говоры (желтая заливка)

Северное наречие Южное наречие Особенности наречий оканье, взрывной [г], форма родительного падежа у жоны, зыбка озимь лаять аканье, щелевой [γ], форма у жене, люлька зеленя брехать подвесная колыбель зерно, посеянное на зиму, его всходы собачий лай

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут. «В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…»

«К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке»

«Утром рано петух тебя разбудит» «По утрам станет кочет тебя будить»

«Кто такой "кочет"? - подумал Коля. – Поеду уж лучше на север». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. - Это что же за дерево такое – ветла? - Иву у нас так называют. - А у нас её зовут лоза.

- День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера. - Какой? - Хороший, значит, солнечный.

- Кочет наш красавец, только вот задира, забияка. Тут-то Коля не выдержал и спросил: - А кто такой кочет? Все рассмеялись: - Да это же петух!

Почему же так по-разному говорят бабушки? В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными.

Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… У порога в дежке квас, Пахнет рыхлыми драченами, Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова являются диалектными? 15 Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти. Махотка - крынка Паз узкая щель между кирпичами и досками Драчёна кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; Драчёна кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; Дёжка деревянная кадка для теста

Выпишите из стихотворения А Яшина диалектизмы Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева. Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна.

Толковый словарь живого великорусского языка. В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ диалектные слова даются с пометой обл. (областное) Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

«Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи». Г. Мельниченко.

Значение диалектизмов Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России; В тексте помогают добиться реалистичности, создать особую атмосферу, используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. медицина пациент диагноз инъекция операционная процедура реанимация

Создаются: 1. Путем словообразования: гитарист 2.Заимствования из других языков: мольберт, палитра 3. Терминологическое значение общеупотребительных слов: горизонт - линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью - круг действий, возможностей - (спец.) высота воды в реке или водоеме

Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.

Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами. Какая специальность у Мишиного отца? Какие слова помогли вам определить это?

Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова. Гаврик поставил на корму садок для рыбы, сильно толкнул шаланду, разбежался, влез в нее и сел грести рядом с дедушкой. Дедушка перебрался через банки и стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета.

Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела. Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.

Домашнее задание (на выбор) Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

Литература