ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 10 Религиозно-философский ренессанс МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Религиозно-философский ренессанс Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания ( ) Петербургское (Петроградское) религиозно-философ- ское общество ( ). Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва ( ) Деятели религиозно-философского ренессанса В. В. Розанов ( ) Д. С. Мережковский ( ) В. И. Иванов ( ) Андрей Белый ( ) Сборник «Вехи» (1909) М. О. Гершензон ( ) Н. А. Бердяев ( ) С. Н. Булгаков ( ) Б. А. Кистяковский ( ) П. Б. Струве ( ) С. Л. Франк ( )
Религиозно-философские собрания и общества Религиозно-философские собрания ( ) Петербургское (Петроградское) религиозно-философское общество ( ) Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва ( )
Деятели религиозно- философского ренессанса (литераторы) В. В. Розанов ( ) Д. С. Мережковский ( ) В. И. Иванов ( ) Андрей Белый ( )
В. В. Розанов ( ) Антропология («метафизика пола») Критика «исторического христианства» Христианство Вифлеема и христианство Голгофы Религия Авраама и религия Христа Историософский пессимизм Человек как средство Человек как жертва
Д. С. Мережковский ( ) «Религиозный мате- риализм»: «правда о плоти» Историософия: «три Завета» Завет Отца Завет Сына Завет Духа Религиозный анар- хизм
В. И. Иванов ( ) Историософия «Критическое» и «органи- ческое» начало Онтологическая природа творчества Философия искусства Реинтеграция культуры Искусство как теургия Идеалистический и реа- листический символизм Философия религии: «дионисийство»
Андрей Белый ( ) Символизм как миропонимание Внесение смысла в бессмысленный мир «Пересоздание мироздания»
Сборник «Вехи» (1909) Н. А. Бердяев. Фило- софская истина и ин- теллигентская правда С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество М. О. Гершензон. Твор- ческое самосознание А. С. Изгоев. Об интел- лигентной молодёжи Б. А. Кистяковский. В защиту права П. Б. Струве. Интелли- генция и революция С. Л. Франк. Этика ниги- лизма
М. О. Гершензон ( ) Две главные цели «Вех»: Обоснование дела свобо- ды на религиозно-культур- ных началах Обличение «идолов» ле- вой общественности «Творческое самосозна- ние» Кабинетное резонёрство Духовный максимализм Сектантская нетерпимость
Н. А. Бердяев ( ) «Философская истина и интеллигентская правда» «Кружковщина» Утилитарно-моральная установка Пренебрежение истиной
С. Н. Булгаков ( ) «Героизм и подвижни- чество» Духовная гордыня и нравственное смирение Примитивность фило- софско-исторических концепций Догматизм русской интеллигенции
Б. А. Кистяковский ( ) «В защиту права» Пренебрежительное от- ношение к формально- му праву как «низшей» сфере
П. Б. Струве ( ) «Интеллигенция и революция» Навязчивая идея револю- ционного переворота Истинный путь прогресса
С. Л. Франк ( ) «Этика нигилизма» Нигилистическая религия земного благополучия Безнравственная идея «коллективной пользы»
¿ Вопросы ?