L/O/G/O Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку? Представляет социальный педагог МОУ «Гимназия 4» г.о. Электросталь Бродецкая Татьяна Анатольевна
Цель социально-педагогической деятельности Создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Задачи: Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем Выявление причин возникновения у учащихся - проблем в обучении, - проблем в поведении, - правонарушений и принятия мер по их устранению Оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости
Социальный педагог Учащиеся из неблагополучных семей Учащиеся, находящиеся под опекой Учащиеся с ограниченными физическими возможностями Учащиеся из многодетных семей Учащиеся с девиантным поведением Учащиеся из социально уязвимых семей
Структура социально- педагогической деятельности
Факторы риска низкая самооценка; застенчивость; плохая успеваемость; нарушение дисциплины; положительные установки по отношению к психотропным веществам конфликты в семье; безнадзорность; родители, употребляющие алкоголь; физическое и психологическое насилие в семье; отсутствие дисциплины плохая успеваемость; низкий моральный уровень учеников; конфликты с педагогами Индивидуаль ные Школьные Семейные
Факторы риска В группе сверстников В обществе нежелание учиться; давление сверстников; дружба с подростками, употребляющими алкоголь жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя; отсутствие поддержки со стороны общества; нищета и экономическая нестабильность
Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи Социально-педагогическая помощь 1 этап Профилактическая и реабилитационная деятельность 2 этап
Документация социального педагога на детей «группы риска» Карточка учёта неблагополучной семьи План работы с детьми «группы риска» Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» Карта учащегося, состоящего на учёте Социальный паспорт класса Акт обследования семьи Социальная карта семьи Карта-график проводимых мероприятий
Трудности детей «группы риска» Мало- обеспе чен ность семей Успевае- мость и посещае- мость детей Безнад- зорность детей во внеучеб- ное время Наличие вредных привычек и совершение правона- рушений Профор иентаци я подрост ков
Формы и методы работы с семьёй План работы «Семья и школа» Органи зация социально- психологич еской службы Индиви- дуальная работа с семьями Изучение и диагности ка семей Организац ия лектория для родителей Совместна я деятельнос ть гимназии и родителей
принципы принципы Принципы общения с детьми «группы риска» коллективной деятельности диалога согласования разумной требовательности педагогической поддержки связи с реальной жизнью уважения индивидуальности ребёнка возрастного подхода стимулирования самовоспитания
Спасибо за внимание!
Используемые ресурсы Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г. Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г. Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г. Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.
М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г. Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», 1, 2, 3, 2009 г. Шаблон презентации. Используемые ресурсы