Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» Долинина Тамара Альбертовна, заведующий кафедрой филологического образования ИРО Екатеринбург 2011
При написании сочинения-рассуждения необходимы следующие умения: Определить свое отношение к проблеме Сформулировать тезис, подобрать доводы и примеры, сделать вывод Написать вступление и заключение, в основной части выделить абзацы Логично и связно излагать мысли ( доводы, примеры, вступление и заключение должны соответствовать тезису) Соблюдать нормы литературного языка
Личностные УУД РегулятивныеПознавательные Коммуникативные
Познавательные УУД Понимание проблемы Выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; Умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; Умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; Выведение следствий
КоммуникативныеУУД Понимание вопроса задания Умение отвечать на поставленный вопрос Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией Оценка убедительности собственного рассуждения Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение монологической письменной речью
РегулятивныеУУД Понимание того, что доказывается Понимание, к какому выводу необходимо прийти Понимание, алгоритма работы Организация текста Умение корректировать написанное Контроль правильности выполнения задания Умение удерживать собственную мысль
ЛичностныеУУД Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме Понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности Умение понимать нравственные идеи текста
Схема написания сочинения- рассуждения Тезис Довод 1Довод 2 Пример Вывод
Обучение сжатому изложению полезно Во-первых, формируется навык правильного восприятия информации Во-вторых, формируется умение точно и сжато передавать информацию Понимание основной мысли, структурирование текста способствует его восприятию и развивает память Умение использовать приемы сжатия, сохраняя авторскую мысль, помогает в общении Работа над сжатым изложением развивает умения, необходимые для успешного общения
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы человеку Во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свою мысль Во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль Умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым Языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой Работа над сочинением формирует навык умного словесного общения
Композиция сочинения Вступление (очень часто завершается формулировкой тезиса) Основная часть (доводы и примеры) делится на абзацы. Их количество определяется количеством доводов и степенью развернутости доводов и примеров Заключение (должно быть связано с тезисом и вступлением)
Предметные результаты Сформированность умения читать, комментировать, анализировать, интерпретировать текст Овладение алгоритмами создания собственного текста Сформированность функциональной правописной грамотности Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Предметные результаты (сочинение на лингвистическую тему) Усвоение основ знаний о русском языке Освоение базовых понятий лексикологии, грамматики Овладение основными нормами русского литературного языка Сформированность функциональной правописной грамотности Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения
Предметные результаты (сочинение на тему, связанную с анализом текста) Сформированность умения читать, комментировать, анализировать, интерпретировать художественный текст Овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в художественном тексте Создание собственных текстов Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Метапредметные результаты Умение понимать прочитанный текст Умение выдвигать гипотезу, формулировать проблему Умение аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста (собеседника) Умение выстраивать логическую цепочку доказательства Применять ранее приобретенные знания, умения и навыки при выполнении конкретного задания
Личностные результаты Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме Умение понимать нравственные идеи текста Понимание значимости приобретенных знаний и умений Использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни
Успехов в работе! Благодарю за внимание!