Тема урока: «Эхо прошедшей войны …» (По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)
Задачи урока Знать содержание рассказа. Понимать смысл его названия. Уметь: -определять тему и проблемы рассказа; -анализировать эпизод; -сопоставлять поведение героев. Применять полученные знания в выполнении письменной работы.
А говорили: всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны живёт в народе И бродит, как в берёзе сок. А. Селезнёв
«Не бывает совсем не пострадавших от войны» Н.Стручкова.
Борис Петрович Екимов
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья перехала сначала в Иркутск, а в следующем году в поселок Или Алма-Атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя. Первая книга писателя "Девушка в красном пальто" появилась в издательстве "Современник" в 1974 году. Она стала "заявкой" на собственное место в литературе. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Но "открытие" Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в "Нашем современнике" рассказа "Холюшино подворье", вызвавшего баталии на страницах "Литературного обозрения". В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман "Родительский дом", впервые опубликованный в 1988 году журналом "Волга". Но, по справедливому замечанию критики, он романом "не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования..." Однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее. С 1976 года, после вступления в Союз писателей России, Б.Екимов, окончив в начале 80-х годов Высшие литературные курсы при Литинституте им.Горького, на профессиональной писательской работе. Правда, "рыночная экономика" заставила вернуться на журналистскую стезю. Он работал корреспондентом в "Новой газете", заместителем редактора журнала "Отчий край". Ныне сотрудничает в "Волгоградской правде". В 1999 году лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград". Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.
Тема рассказа: Как внук помог бабушке? Проблемы рассказа: 1. Память о войне (Последствия войны для мирных жителей). 2. Взаимоотношения поколений (Гуманное отношение к страдающему человеку). 3. Выбор линии поведения в общении с людьми. 4. Нравственное взросление.
Способы помощи бабушке 1 - Мамин – быстрый, лёгкий, простой, но жестокий, грубый. Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный, не для неё, а для себя) 2 – Гришин – долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный (с любовью, милосердием, состраданием)
Помните: не забыть – значит не дать повториться. Вот она - наша память. Вглядитесь в эти лица.
Дети блокадного Ленинграда
После бомбежки
Труженики тыла
Труд детей на заводе
Во время авианалета в Москве
Может, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Они её ждут.
Домашнее задание: (на выбор, письменно) 1.Сочинение – размышление о прочитанном. 2. Письмо Грише. 3. Как связан рассказ с современными событиями? (Развёрнутый ответ)