По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем? Что такое атмосфера? Из чего состоит атмосфера? Какая оболочка является «фабрикой погоды»? Что ещё мы знаем об атмосфере? Как и на сколько изменяется давление? Какое атмосферное давление является нормальным?
Что это? Без рук, без ног А дерево гнет. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. Цели урока: Получить понятие «ветер», узнать причины возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров. Научиться строить графики розы ветров.
Упражнение 1 Определите: а)повышается или б)понижается атмосферное давление: 1. С увеличением высоты. 2. С опусканием в глубокую шахту. 3. С повышением температуры воздуха. 4. С понижением температуры воздуха. Упражнение 2 Выберите в примерах, где будет более высокое давление: Ночью летом: 1) над сушей 2) над морем Днем летом: 3) над сушей 4) над морем Зимой: 5) над сушей 6) над морем Летом: 7) над сушей 8) над морем Выберите в примерах, где давление будет меньше: Летом над сушей: 1) ночью 2) днем Летом над морем: 3) ночью 4) днем Над морем: 5) зимой 6) летом Над сушей: 7) зимой 8) летом
Проверь себя: Упражнение 1 Атмосферное давление: 1.С увеличением высоты понижается 2.С опусканием в глубокую шахту понижается 3.С повышением температуры воздуха понижается 4.С понижением температуры воздуха повышается Упражнение 2 Высокое давление: Давление будет меньше: Ночью летом: над сушей Летом над сушей: днем Днем летом: над морем Летом над морем: ночью Зимой: над сушей Над морем: зимой Летом: над морем Над сушей: летом
Вывод: чем сильнее нагрета земная поверхность, тем больше от неё прогревается воздух, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому теплый воздух поднимается вверх, а в этой области образуется зона пониженного давления, а над холодной, наоборот, зона повышенного давления. И воздушные массы начинают перемещаться из повышенного давления в зону пониженного давления. Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении, из области повышенного давления в область пониженного.
Цель: определить черты сходства и различий в образовании ветров Дневной бриз дует с моря на сушу
Ночной бриз дует с суши на море
Образование муссона Используя схемы, объяснить механизм образования муссона
Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в год - летом дуют с океана на сушу - зимой с суши на океан.
Задание: Заполнить сравнительную таблицу Муссон и бриз. Сравниваемые чертыМуссонБриз 1. Причина образования 2. Территории, где встречаются? 3. Когда меняют свое направление? 4.Сколько раз меняют свое направление в течение года?
Проверь себя: Сравниваемые черты МуссонБриз 1. Причина образования Неравномерное нагревание суши и моря в течение года. Неравномерное нагревание суши и озера в течение суток. 2. Территории, где встречаются? Дальний Восток, Юго – Восточная Азия. Около водоемов. 3. Когда меняют свое направление? Зимой, летом. Днем, ночью. 4.Сколько раз меняют свое направление в течение года? Два раза -
Направление и сила ветра Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Установите соответствие, определите, какой дует ветер? I - северный I - с севера II - северо–восточный II - с юго – востока III - восточный III - с юго - запада IV - юго–восточный IV - на юго - запад V - юго–западный V - с северо - запада VI - южный VI - на запад VII- западный VII - на север VIII- северо-западный VIII- на восток IX - на северо - восток X - на северо - запад
Проверь себя: I – 1 II – 4 III – 6 IV – 10 V – 3 VI – 7 VII – 8 VIII – 5
В перечисленных ниже пунктах дано название ветра, его сила в баллах: 1.Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны, дым поднимается вверх вертикально. 2. Слабый ветер (1 -2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят. 3. Умеренный ветер (3 – 4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев. 4. Сильный ветер (5 - 6 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев. 5. Крепкий ветер (7 -8 баллов). Качаются стволы деревьев. 6. Штормовой ветер (9 – 10 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев. 7. Жесткий шторм, переходящий в ураган (11 – 12 баллов). Ветер производит большие разрушения: срывает крыши, вырывает деревья с корнями.
Сегодня старый ясень Сам не свой,- Как будто страшный сон его тревожит: ветвями машет, шелестит листвой, А почему, - никто сказать не может… С.Я.Маршак
Буря воет в саду, буря ломится в дом, Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила… Н.А.Некрасов
….Тиха украинская ночь Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы… А.С.Пушкин
Трещит мороз, шумит метель: Вершиною качает ель. М.Ю.Лермонтов
Горные вершины Спят во мгле ночной, Тихие долины Полны свежей мглой: Не пылит дорога, Не дрожат листы… М.Ю.Лермонтов
Как большой ветер Напал на наш остров! С домишек сдул крыши, Как с молока пену… Н.Матвеева
Вспоминал я, как в зимнем бору, Без ветвей от макушек до пят, Чуть качаясь в снегу на ветру, Корабельные сосны скрипят… С.Я.Маршак
Практическая работа Задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и определите, какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре, марте. Задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и определите, какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре, марте.
Закрепление полученных знаний: Тест по теме "Ветер" Ветер это- Вертикальное перемещение воздуха Гороизонтальное перемещение воздуха В чем причина возникновения ветра? Разница в давлении Разница в температуре Разница в увлажнении Бриз это ветер- Дующий с моря на сушу, с суши на море Дующий в горах Дующий в пустыне Сахара В каком случае ветер бывает сильнее? Давление над сушей 758 мм, над морем-760 Давление над сушей 755 мм, над морем Направление и сила ветра определяется прибором- Барометр Флюгер Гигрометр График "розы ветров"- это график, показывающий Преобладающие ветра, за определенный промежуток времени Преобладающие температуры, за определенный промежуток времени Увеличение местности Если 7 баллов, Вам - "5". Если 5-6 баллов, Вам - "4". Если 3-4 балла, Вам - "3". Если 0-2 балла, Вам - "2".