Урок русского языка в 5 классе на тему «Времена глагола»
Лесной оркестр В мае все л..сные ж..тели п..ют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услыш..шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. В мае все л..сные ж..тели п..ют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услыш..шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми г..лосами п..ют соловьи, зяблики, певчие др..зды. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки. Чистыми г..лосами п..ют соловьи, зяблики, певчие др..зды. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки. В. Бианки. В. Бианки.
Бушует полая вода, Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно Шумит и глухо, и протяжно Грачей пролетные стада Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Густые белые пары Напоены теплом и светом. Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут… По залу «зайчики» трепещут… И. А. Бунин И. А. Бунин А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Времена глагола Неопределенная форма НастоящеевремяПрошедшеевремя Будущее время РаботатьЗаработатьУчитьнаучитьРаботаетучит Работал(а, и) Заработал(а,и)Учил(а,и)Научил(а,и) Будет работать Заработает Будет учить научит
Настоящее время: действие совпадает с моментом речи ( что делаешь?) Настоящее время: действие совпадает с моментом речи ( что делаешь?) Прошедшее время: действие происходило до момента речи ( что делал?) Прошедшее время: действие происходило до момента речи ( что делал?) Будущее время: действие будет совершаться или совершится после момента речи(что буду делать?) Будущее время: действие будет совершаться или совершится после момента речи(что буду делать?)
Работа над упражнением 405 Выпишите глаголы, определите их вид, наклонение, время.
Физминутка Физминутка Если это: Если это: глаголы настоящего времени-стойте смирно; глаголы настоящего времени-стойте смирно; глаголы прошедшего времени - присядьте; глаголы прошедшего времени - присядьте; глаголы будущего времени -ходьба на месте глаголы будущего времени -ходьба на месте
Определите основную мысль текста. Озаглавьте его. Выпишите из текста глаголы настоящего времени( I вариант), прошедшего времени ( II вариант). Объясните орфограмму пропущенных букв Живет в лесу птичка – завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хотелось себя показать. Сидела она на самой верхушке и пела. Голосок звонкий, громкий. И горлышко топорщит..ся, клювик открывает..ся, язычок в клювике дрожит. Живет в лесу птичка – завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хотелось себя показать. Сидела она на самой верхушке и пела. Голосок звонкий, громкий. И горлышко топорщит..ся, клювик открывает..ся, язычок в клювике дрожит.
I вариант I вариант Живет Живет Дрожит Дрожит Топорщится Топорщится открывается открывается II вариант II вариант Хотелось показать Хотелось показать Сидела Сидела Пела Пела
Игра «Кто больше?» Напишите за 3 минуты как можно больше названий птиц. Выигрывает тот, у кого больше.
Домашнее задание Рассказ «Птицы» Напишите несколько предложений о своей любимой птице. Напишите несколько предложений о своей любимой птице.
Итог урока Что вам понравилось на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вы узнали о временах глагола? Что вы узнали о временах глагола? Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши Молодцы!