Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.
Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.
Рефлексивно - деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения.
Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое.
Виды проектов по русскому языку и литературе
Подготовка к работе над проектом : - определение темы и целей проекта ; - формирование групп для работы над проектом ; - планирование этапов работы. 2. Работа над проектом в группах : - планирование работы ; - исследование ; - оформление выводов и результатов. 3. Представление – защита проекта. 4. Оценка проекта ( несколько уровней оценки ): - самооценка ; - оценка других групп ; - оценка учителя ; - оценка специально созданной группы экспертов. 5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле : - Что мы делали ? - Как мы делали ? - Каковы результаты ? - Каков мой личный вклад в решение проблемы ?
Выбор темы проекта ( исследования ). Ставим цель. ( Для чего я это делаю ? Какого результата я хочу достичь ? Записать ответы ). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. ( Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему ? Записать ответы ). Выбираем метод. ( Что нужно сделать, чтобы получить результат ? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага ). Собираем данные ( ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага ). Получаем результаты. ( Если что - то не удалось – это тоже результат ). Анализируем результаты. ( Сравниваем полученные с данной гипотезой ). Делаем выводы. ( Планируем дальнейшую деятельность ). Даем оценку действиям в группе. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых « спящих » партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Каждая группа, участвующая в проекте, получает « План действий учащихся в проекте ».
Таким образом, проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Для учителя же проектная деятельность становится не привычной повседневной обузой, а бесконечным творческим поиском.