Учение об экосистеме. Экосистема Экосистема – это любое единство, включающее все организмы и весь комплекс физико-химических факторов и взаимодействующее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экология сообществ Сообщество (биоценоз) как система. Структура биоценоза Основные виды межпопуляционных связей в сообществах. Трофические уровни в экосистемах:
Advertisements

Уровни организации материи. А.Тенсли, 1935 г. экосистема В.Н. Сукачев, 1940 г. биогеоценоз Экологическая система – это единый природный комплекс, образованный.
Сообщества. Экосистемы. Биогеоценоз.
Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы Пименов А.В. На дом: § 66 Тема: «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным.
Работа выполнена ученицей 11 «А» класса школы 464 Овчинниковой Татьяны.
Биогеоценоз Выполнила: ученица 11-б класса Иванова Галина Руководитель: учитель биологии Фоминых Г.А.
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
Тема урока: Введение в курс «Экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
Экосистемы План 1. Понятие об экосистемах 2. Классификация экосистем 3. Зональность экосистем 4. Структура экосистем 5. Поток энергии в экосистемах 5.1.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
Работа выполнена учеником 11 «А» класса школы 464 Грицына Сергеем.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме 2.Структура биогеоценозов (экосистем)3. Экологические.
Раздел V. Биогеоценология Тема 1. Понятие, классификация и структура экосистем.
Экосистема Экосистема - основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих.
Взаимоотношения организма и среды БИОГЕОЦЕНОЗЫ 9 класс.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз урок биологии в 9 классе МКОУ «Новолисинская СОШ»
БИОСФЕРА Грандиозная равновесная Грандиозная равновесная система с непрерывным система с непрерывным круговоротом вещества и энергии, в котором активную.
Задачи урока Усвоение знаний основных закономерностей живых систем, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой. Раскрытие структуры.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ Светловская Мария ученица 11-А класса.
Задачи: Сформировать у учащихся понятие «экосистема» Дать характеристику функциональным компонентам экосистемы и показать их взаимосвязь.
Транксрипт:

Учение об экосистеме

Экосистема Экосистема – это любое единство, включающее все организмы и весь комплекс физико-химических факторов и взаимодействующее с внешней средой. Экосистемы – это основные природные единицы на поверхности Земли. Учение об экосистемах было создано английским ботаником Артуром Тенсли (1935). Для экосистем характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между их живыми и неживыми компонентами. При изучении экосистем особое внимание уделяется функциональным связям между организмами, потокам энергии и круговороту веществ.

Пространственно-временные границы экосистем могут выделяться достаточно произвольно. Экосистема может быть и долговечной (например, биосфера Земли), и кратковременной (например, экосистемы временных водоемов). Экосистемы могут быть естественными и искусственными. С точки зрения термодинамики, естественные экосистемы – всегда открытые системы (обмениваются с внешней средой веществом и энергией); искусственные экосистемы могут быть изолированными (обмениваются с внешней средой только энергией).

Биогеоценозы. Биогеоценозы. Параллельно с учением об экосистемах развивалось и учение о биогеоценозах, созданное Владимиром Николаевичем Сукачевым (1942). Биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы, горной породы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействий слагающих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии.

Биогеоценозы характеризуются следующими чертами: – биогеоценоз связан с определенным участком земной поверхности; в отличие от экосистемы пространственные границы биогеоценозов не могут быть проведены произвольно; – биогеоценозы существуют длительное время; – биогеоценоз – это биокосная система, представляющая собой единство живой и неживой природы; – биогеоценоз – это элементарная биохорологическая ячейка биосферы (то есть биолого-пространственная единица биосферы); – биогеоценоз – это арена первичных эволюционных преобразований (то есть эволюция популяций протекает в конкретных естественноисторических условиях, в конкретных биогеоценозах).

Таким образом, как и экосистема, биогеоценоз представляет собой единство биоценоза и его неживой среды обитания; при этом основой биогеоценоза является биоценоз. Понятия экосистемы и биогеоценоза внешне сходны, но, в действительности, они различны. Иначе говоря, любой биогеоценоз – это экосистема, но не любая экосистема – биогеоценоз.

Структура экосистемы Поддержание жизнедеятельности организмов и круговорот веществ в экосистеме возможны только за счет постоянного притока высокоорганизованной энергии. Основным первичным источником энергии на Земле является солнечная энергия. В экосистемах наблюдается постоянный поток энергии, которая переходит из одной формы в другую. Фотосинтезирующие организмы переводят энергию солнечного света в энергию химических связей органических веществ. Эти организмы являются производителями, или продуцентами органического вещества. В большинстве случаев функции продуцентов в экосистемах выполняют растения.

Гетеротрофные организмы получают энергию при поглощении органических веществ и называются потребителями, или консументами. Существуют консументы первого порядка (растительноядные организмы, или фитофаги), второго порядка (организмы, питающиеся фитофагами, или зоофаги) и высших порядков (хищники и сверх–хищники, паразиты и сверх– паразиты). В большинстве случаев функции консументов в экосистемах выполняют животные. Организмы, которые специализируются на добывании строго определенной пищи, называются монофаги. Организмы, которые могут питаться различной пищей, называются полифаги. Для полифагов характерен широкий спектр питания, включающий основную, второстепенную и случайную пищу.

Погибшие организмы и отходы жизнедеятельности в любой форме потребляются организмами, разрушающими мертвое органическое вещество до неорганических веществ – редуцентами, или деструкторами. К редуцентам относятся различные животные (как правило, беспозвоночные), грибы, прокариоты: – некрофаги – трупоеды; – копрофаги (копрофилы, копротрофы) – питаются экскрементами;

– сапрофаги (сапрофиты, сапрофилы, сапротрофы) – питаются мертвым органическим веществом (опавшими листьями, линочными шкурками); к сапрофагам относятся: – ксилофаги (ксилофилы, ксилотрофы) – питаются древесиной; – кератинофаги (кератинофилы, кератинотрофы) – питаются роговым веществом; – детритофаги – питаются полуразложившимся органическим веществом; – окончательные минерализаторы – полностью разлагают органическое вещество.

Продуценты и редуценты обеспечивают круговорот веществ в экосистеме: окисленные формы углерода и минеральных веществ превращаются в восстановленные и наоборот; происходит превращение неорганических веществ в органические, а органических – в неорганические.