Технология активного обучения Материал подготовлен учителем начальных классов МОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы2 Бугай Н.П. 2010г.
Технология активного обучения Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).
История возникновения Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира.Я. А. КоменскогоЖ.-Ж. РуссоИ. Г. ПесталоцциГ. ГегеляФ. ФрёбеляА. ДистервегаДж. Дьюи К. Д. Ушинского
Взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Пифагор Сократ ( 399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов(так называемый сократовский метод) Сократ
Сенеки -который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память.Сенеки КвинтилианКвинтилиан -отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей».
Ян Амос Коменский ( ) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способности понимать вещи. И. Г. Песталоцци ( ) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами её развития. Настаивал, что обучение должно научить мыслить.
. Ж.-Ж. Руссо ( ) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.
В. А. Сухомлинский ( ) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.
Дидактические предпосылки К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.
Технология активного обучения включает: Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий, научении слушателей решению проблемных задач. Проблемное обучение
Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания. Контекстное обучение
Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Принципы построения образовательного процесса активного типа (В. Н. Кругликов) Индивидуализация (по содержанию и по объему учебного материала) Элективность предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов элективных курсов.
Сотрудничество- развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.