Письменная литература Древней Руси I этап 11 век – начало 13 века Без художественного вымысла С элементами художественного вымысла Летопись и историческая хроника (Нестор «Повесть временных лет», «Хроника» Георгия Амартола)Летопись и историческая хроника (Нестор «Повесть временных лет», «Хроника» Георгия Амартола) Житие (переводы с греческого; оригинальные русские житие) Житие (переводы с греческого; оригинальные русские житие) Поучения и проповеди (поучения Владимира Мономаха) Поучения и проповеди (поучения Владимира Мономаха) Библия Библия Сказания (Сказания о Кожемяке и др.) Сказания (Сказания о Кожемяке и др.) Апокрифы Апокрифы Слово (лиро-эпический жанр) «Слово о полку Игореве» Слово (лиро-эпический жанр) «Слово о полку Игореве»
Летопись, житие, поучение, хронограф Хождение («Хождение в Царь-град» Стефана Новгородцева) Повесть (историческая, сатирическая, бытовая) Исторические песни и духовные стихи II этап Середина 13 века – 16 век Минимум вымысла III этап 16 – 17век переход к литературе нового времени
Житие духовные идеалы Древней Руси Житие, пришедшее на Русь Из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси
Тема жития – рассказ о жизни воплощающей идеальное служение миру и Богу Стиль повествования – высокий, торжественный, несколько ученый, насыщенный цитатами из Священного Писания
Композиция правильного жития: 1.Вступление (автор просит прощение у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения) 2.Собственно житие (рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти) 3.Заключение (похвала святому – своеобразная ода в прозе)
АГИОГРАФИЯ [< греч. Agios - святой + grafo - пишу]. Церковно-житийная литература, посвященная святым
Герои жития: Положительный герой – всегда, святой, человек идеально положительный, воплощение всех возможных и невозможных добродетелей Отрицательный герой – злодей, вводится в житие обычно только для контраста – на заднем плане
Жанр жития утвердился в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас дошли три оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского
Икона «Преподобный Сергий Радонежский». 18 в. Сергий Радонежский. Икона 20 века. Икона 20 века.
А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар год»
Дионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ( ) В правление Алексея Михайловича: Усилилась центральная власть и оформилось крепостное право; Воссоединена с Русским государством Украина (1654), Возвращены Смоленск, Северская земля Подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война ; Произошел раскол русской церкви. Произошел раскол русской церкви.
НИКОН (Минов Никита) ( ) русский патриарх с Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил патриаршество. Собор снял с него сан патриарха. Сослан на Север.
Двуперстное крестное знамение.
АВВАКУМ Петрович русский религиозный деятель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.
В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой год.
Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.